Преподаватель курса – Аркадий Маркович Малер
Старший преподаватель философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, преподаватель Школы Православного Миссионера
Особенности курса | |
---|---|
Уроки и вопросы к урокам | 30 |
Продолжительность | 20 часов |
Итоговый тест | 20 вопросов |
Курс «Апологетика» предлагает систематическое изучение апологетики, как богословской дисциплины, призванной рационально и аргументированно защищать христианскую веру от критики и неверных толкований. Курс охватывает широкий спектр тем, начиная с истории развития апологетики и заканчивая ключевыми догматическими вопросами, такими как учение о Боге, Святой Троице, творении мира, грехопадении, Господе Иисусе Христе и Церкви. В курсе уделяется внимание анализу классических доказательств бытия Бога, разбору распространенных заблуждений и ересей, а также современным вызовам, стоящим перед христианской апологетикой.
Задачи курса:
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ
УРОК 1. ПОНЯТИЕ АПОЛОГЕТИКИ.
Определение апологетики как одного из разделов теологии. Связь апологетики с логикой и риторикой. Главные вопросы православной апологетики. Задачи христианского миссионерства. Готовность христианина к свидетельству о вере. Отношение в апологетической деятельности.
УРОК 2. ИСТОРИЯ АПОЛОГЕТИКИ В ПЕРВЫЕ ВЕКА ХРИСТИАНСТВА. ЧАСТЬ 1
Возникновение апологетики как богословской дисциплины в первые века христианства. Развитие ранних христианских догматических формул и Символов веры. Первые христианские катехизические тексты и их роль в обучении новообращённых. Основные оппоненты раннего христианства: иудеи, язычники и римская власть. История первой сохранившейся христианской апологии святого Кодрата Афинского. Гонения на христиан в Римской империи и роль апологетов в защите верующих.
УРОК 3. ИСТОРИЯ АПОЛОГЕТИКИ В ПЕРВЫЕ ВЕКА ХРИСТИАНСТВА. ЧАСТЬ 2
Истоки христианской апологетики: роль святых Кондрата Афинского и Аристида Философа. Апологии мученика Иустина Философа и его полемика с мировоззренческими противниками христианства. Святитель Феофил Антиохийский: введение термина «Троица», развитие троичного богословия. Роль Марка Минуция Феликса и священномученика Иринея Лионского в защите христианства от язычества и ересей. Александрийская школа: вклад Климента Александрийского и Оригена в систематизацию христианского богословия.
ТЕМА: ПОНЯТИЕ БОГА
УРОК 4. ПОНЯТИЕ БОГА. ЧАСТЬ 1
Понятие Бога в христианском и языческом контексте. Исторические представления о Боге и их развитие. Язычество: происхождение, сущность и основные черты. Основные теологические позиции о существовании Бога (теизм, атеизм, агностицизм, итсизм и другие). Роль игровой деятельности в развитии детского самосознания и социальной адаптации. Психологические и философские подходы к пониманию Бога.
УРОК 5. ПОНЯТИЕ БОГА. ЧАСТЬ 2
Классификация религиозного мировоззрения: монотеизм, политеизм, дуализм. Соотношение Бога и мира в разных религиозных учениях: пантеизм, панентеизм, деизм. Проблема познаваемости Бога и способы Его описания: апофатика и катафатика. Различие между унитарным и троичным пониманием Бога в авраамических религиях. Разделение свойств Бога на необходимые и приобретенные атрибуты. Способность человека познавать Бога через разум и свободу как образ Божий.
УРОК 6. ПОНЯТИЕ БОГА. ЧАСТЬ 3
Апофатический и катафатический методы познания Бога. Бог как истинно Сущий (Яхве). Существенные свойства Бога: Сущий, Всемогущий, Всеблагой, Личность. Катафатические свойства Бога: Творец, Господь, Промыслитель, Спаситель. Различные виды любви в древнегреческом понимании и любовь Божия. Практические последствия существования Бога для человека.
ТЕМА: ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
УРОК 7. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА. ЧАСТЬ 1
Эволюция актуальности доказательств бытия Бога в разные исторические эпохи. Когнитивные тупики и пределы человеческого познания. Аргумент «Бога белых пятен» и его критика. Онтологические обоснования существования Бога через логичность и хаотичность мира. Роль Ансельма Кентерберийского в разработке доказательств бытия Бога. Четыре классических доказательства бытия Бога Ансельма Кентерберийского.
УРОК 8. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА. ЧАСТЬ 2
Переход от августиновской к аристотелевской философской традиции в XIII веке. Пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского. Проблема доказательства бытия Бога в схоластике: безличное начало против живого Бога. Этические доказательства существования Бога. «Если Бога нет, то всё дозволено» у Достоевского и Сартра. Этическая концепция необходимости Бога: от Вольтера до современности.
УРОК 9. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА. ЧАСТЬ 3
Аксиологические доказательства бытия Бога через высшие ценности (истина, благо, красота). Иерархическое доказательство бытия Бога через систему власти и подчинения. «Пари Паскаля» как прагматическое доказательство существования Бога. Антропологическое доказательство бытия Бога через уникальность человеческой природы. Проблема восприятия Бога как «вещи среди вещей» в философии. Роль свободной воли в принятии или отвержении доказательств существования Бога.
ТЕМА: О БОГЕ ТРОИЦЕ
УРОК 10. ПОЧЕМУ БОГ – ЭТО ТРОИЦА? ЧАСТЬ 1
Христианское понимание троичности Бога. Триады богов в языческих религиях древнего мира. Социологическая теория происхождения божественных триад. Психоаналитическая концепция архетипов в формировании религиозных представлений. Взаимосвязь языческих триад и христианского учения о Троице. Деградация первоначальной единой веры в языческих традициях.
УРОК 11. ПОЧЕМУ БОГ – ЭТО ТРОИЦА? ЧАСТЬ 2
Указания на Троицу в Ветхом Завете. Множественное число в обращениях Бога в Библии. Свидетельства о Троице в Новом Завете. История появления термина «Троица» в христианстве. Проблема использования числа «три» применительно к Богу. Особенности перевода понятия «Троица» на разные языки.
УРОК 12. ПОЧЕМУ БОГ – ЭТО ТРОИЦА? ЧАСТЬ 3
Ранние попытки объяснения природы Троицы. Александрийская и Антиохийская богословские школы и их подходы. Ересь Савеллия о Боге как единой монаде. Учение Павла Самосатского о Христе и божественном присутствии. Арианство и его влияние на раннюю Церковь. Введение понятия «единосущие» на Первом Вселенском Соборе.
УРОК 13. ПОЧЕМУ БОГ – ЭТО ТРОИЦА? ЧАСТЬ 4
Философское понятие сущности (усии) и природы (фисис) в контексте богословия. Единосущность Лиц Божественной Троицы. Понятие ипостаси и личности в христианском учении о Троице. Предвечность, единосущность и равночестность как основные свойства Троицы. Отличительные свойства Лиц Троицы: апофатические и катафатические. Логическая непротиворечивость учения о Троице в православном христианстве.
ТЕМА: ТВОРЕНИЕ МИРА
УРОК 14. СОТВОРЕНИЕ МИРА, АНГЕЛОВ И ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ 1
Соотношение Бога с сотворенным миром. Причины и цель творения мира Богом. Творение мира из ничего. Поэтапное творение мира за шесть дней. Природа и предназначение ангелов. Иерархия ангельского мира.
УРОК 15. СОТВОРЕНИЕ МИРА, АНГЕЛОВ И ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ 2
Причина появления зла в мире — падение высшего ангела. Первобытный свет и его роль в творении. Сотворение мира как действие всей Святой Троицы. Продолжительность дней творения. Благость и совершенство сотворенного мира. Грехопадение ангелов как необратимый процесс.
УРОК 16. СОТВОРЕНИЕ МИРА, АНГЕЛОВ И ЛЮДЕЙ. ЧАСТЬ 3
Разделение вод и создание тверди небесной (второй день творения). Появление суши, морей и растительности (третий день творения). Сотворение солнца, луны и звёзд (четвёртый день творения). Создание рыб, рептилий и птиц (пятый день творения). Появление наземных животных и человека (шестой день творения). Классификация живых существ в библейской картине мира.
ТЕМА: ГРЕХОПАДЕНИЕ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ
УРОК 17. СМЫСЛ ЖИЗНИ И КАТАСТРОФА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ЧАСТЬ 1
Создание человека по образу Божьему. Двойственная природа человека. Предназначение человека, жизнь первых людей в раю. Сотворение женщины и смысл брака. Древо жизни и древо познания добра и зла. Задачи и обязанности человека в Эдемском саду.
УРОК 18. СМЫСЛ ЖИЗНИ И КАТАСТРОФА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ЧАСТЬ 2
Первоначальный замысел Бога о человеке и причины грехопадения. Роль дьявола в грехопадении человека. Наказание людей после грехопадения. Изгнание из рая.
Последствия грехопадения для природы и всего живого. Состояние человека после грехопадения и проблема спасения. Концепция рая и ада в контексте грехопадения.
ТЕМА: БОГОВОПЛОЩЕНИЕ
УРОК 19. БОГОЧЕЛОВЕК ИИСУС ХРИСТОС. ЧАСТЬ 1
Происхождение термина «Христос» (Мессия, Машиах), его значение. Грехопадение человека и невозможность самостоятельного спасения. Всемирный потоп как этап в истории человечества. Вавилонское столпотворение и разделение языков. Избрание Авраама и создание богоизбранного народа. Различие понимания роли Мессии в иудаизме и христианстве.
УРОК 20. БОГОЧЕЛОВЕК ИИСУС ХРИСТОС. ЧАСТЬ 2
Ветхозаветная церковь как предшественница христианства. Религиозные течения в иудаизме времён Христа. Природа священства и действительность Таинств. Богочеловеческая природа Христа. Ранние христологические ереси. Проблема искупления человеческой природы.
УРОК 21. БОГОЧЕЛОВЕК ИИСУС ХРИСТОС. ЧАСТЬ 3
Ересь докетизма. Учение несторианства и его особенности. Халкидонский догмат о природе Христа. Монофизитство (миафизитство) и его характеристики. Эволюция богословского языка в христианстве. Современные церкви, не принявшие Халкидонский догмат.
УРОК 22. БОГОЧЕЛОВЕК ИИСУС ХРИСТОС. ЧАСТЬ 4
Возникновение и осуждение ереси монофелитства. Политические причины распространения монофелитства в Византии. Богословская критика учения о двух волях во Христе. История борьбы с иконоборчеством и его связь с христологией. Понятие воипостазирования в православном богословии. Неукоризненные страсти Христа как проявление человеческой природы.
УРОК 23. БОГОЧЕЛОВЕК ИИСУС ХРИСТОС. ЧАСТЬ 5
Секулярные интерпретации личности Иисуса Христа в эпоху модерна. Тюбингская школа библейской критики, её основные представители. Противостояние линий петринизма и паулинизма в раннем христианстве. Историческая критика Библии и теория «природных совпадений» Генриха Паулуса. Мифологическая школа библейской критики и её влияние на общество. Советская библейская критика, её истоки.
УРОК 24. БОГОЧЕЛОВЕК ИИСУС ХРИСТОС. ЧАСТЬ 6
Историческая достоверность существования Иисуса Христа. Сравнение источников о Христе с источниками о других исторических личностях. Противоречия в Евангелиях и их значение. Нехристианские исторические свидетельства об Иисусе Христе. Причины редких сведений о Христе в исторических источниках. Точность исторических деталей в евангельских текстах.
ТЕМА: ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА
УРОК 25. ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА. ОСНОВЫ ЭККЛЕССИОЛОГИИ. ЧАСТЬ 1
Церковь как неотъемлемая часть христианского мировоззрения. Происхождение понятия «церковь» и его значение. Два основных смысла христианства: спасение от греха и обожение. Невозможность спасения вне Церкви и церковных Таинств. Сложность христианского пути и узость врат спасения. Неизменность Божественных установлений в отношении Церкви.
УРОК 26. ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА. ОСНОВЫ ЭККЛЕССИОЛОГИИ. ЧАСТЬ 2
Церковь как земная и небесная организация. Этапы развития ветхозаветной церкви. Роль священства в истории Церкви. Дары и полномочия апостолов. События Пятидесятницы и рождение новозаветной Церкви.
УРОК 27. ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА. ОСНОВЫ ЭККЛЕССИОЛОГИИ. ЧАСТЬ 3
Апостольское преемство как основа церковной иерархии. Роль епископов в сохранении Церкви. История первого христианского Собора. Существенные свойства Церкви. Принципы единства Церкви. Определение Церкви святителя Филарета Московского.
УРОК 28. ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА. ОСНОВЫ ЭККЛЕССИОЛОГИИ. ЧАСТЬ 4
Структура церковной иерархии: епископы, пресвитеры, диаконы. Роль епископов в управлении Церковью. Священные саны, церковные звания и титулы. Ересь монтанизма. Донатизм и вопрос действительности Таинств. Церковное судопроизводство и лишение сана.
УРОК 29. ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА. ОСНОВЫ ЭККЛЕССИОЛОГИИ. ЧАСТЬ 5
Высшая церковная власть и роль епископов. Правовая основа церковного управления. Территориальное устройство Православной Церкви. Система равенства Поместных Православных Церквей. Вселенские Соборы и их значение. Взаимодействие между Поместными Церквами и признание Таинств.
УРОК 30. ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА. ОСНОВЫ ЭККЛЕССИОЛОГИИ. ЧАСТЬ 6
Канонические и свободные территории в православии. Диптих и взаимное признание Поместных Церквей. Правило об отделении от еретического епископа. Римский папизм как экклезиологическая ересь. Константинопольский папизм в XX-XXI веках. Благодать и спасение в канонической Церкви.
© Школа Православия София