Преподаватель курса – протоиерей Олег Стеняев
Преподаватель Сретенской духовной академии
Особенности курса | |
---|---|
Уроки и вопросы к урокам | 45 |
Продолжительность | 30 часов |
Итоговый тест | 15 вопросов |
Курс «Миссиология» знакомит с богословским осмыслением православной миссии, её целями, методами и инструментами. Рассматривает ключевые концепции, а также теоретические и практические аспекты исторического и современного миссионерства с целью заложить теоретический фундамент для дальнейшей успешной миссионерской работы.
Задачи курса:
изучение исторического опыта православной миссии, начиная с апостольских времен;
анализ и изучение современных принципов организации миссионерской работы;
определение и осмысление актуальных проблем современного миссионерства;
приобретение практических навыков и освоение методов миссионерской деятельности в различных сферах общества, включая образование, СМИ, молодежную среду, армию и пенитенциарные учреждения;
формирование навыков ведения диалога с представителями различных социокультурных групп;
совершенствование умения вести дискуссии и полемику с представителями традиционных нехристианских религиозных организаций и новых религиозных движений;
развитие умения аргументированно обосновывать собственную точку зрения по мировоззренческим вопросам.
ТЕМА: БОГОСЛОВИЕ МИССИИ
УРОК 1. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ АПОСТОЛАТА.
Определение понятия «миссиология». Значение миссионерского служения. Критерии избрания миссионеров и подготовка к миссионерскому служению. Необходимость благодати Святого Духа в миссионерском служении. Апостолат и Священное Предание.
УРОК 2. ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МИССИИ.
Экклезиологическое служение. Пример служения и проповеди Христа. Пятидесятница как начало миссии Церкви. Единство, святость, соборность Церкви. Апостольское преемство в деле проповеди и миссионерского служения.
УРОК 3. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИССИИ.
Вселенская миссия Церкви и конец света. Эсхатологическое учение Церкви. Общая и частная эсхатология. Проповедь Евангелия и история человечества. Проповедь Евангелия в современном мире.
УРОК 4. КАНОНИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ МИССИИ.
Каноническая ответственность миссионерского служения. Территория пастырской ответственности. Участие священноначалия в назначении и подготовке миссионеров. Координация миссионерской работы на разных уровнях. Миссионерское поле. Различие между миссионерством и катехизацией. Пример Христа и апостолов в деле миссионерского служения.
УРОК 5. МИССИЯ КАК СОРАБОТНИЧЕСТВО БОГУ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.
Сотериологический аспект миссионерского служения. Святость как явление света Христова в мире. Необходимость евангельской проповеди в мире. Соработничество Богу в деле просвещения. Миссия и контрмиссия.
УРОК 6. САКРАМЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МИССИИ.
Об опыте богообщения. Помощь миссии в выстраивании личных отношений человека с Богом через участие в евхаристической жизни Церкви. Значение Таинства Евхаристии и необходимость участия в ней всех членов общины.
УРОК 7. МИССИОНЕРСКИЙ ИМПЕРАТИВ ЕВАНГЕЛИЯ. ЕВАНГЕЛИЕ И КУЛЬТУРА.
Важность культурных особенностей и контекста общества при проведении миссионерской деятельности. Преобразование культурных форм в соответствии с христианским учением. Предел миссионерской открытости. Значение изучения языка, традиций и мировоззрения целевой аудитории для эффективной проповеди. Опасность компромиссов с секулярными и языческими культурными явлениями. Примеры адаптации христианской проповеди к культурным особенностям разных народов.
УРОК 8. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ И РЕЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ.
Понятия рецепции и инкультурации. Примеры и опыт миссионерской деятельности. Важность учёта культурных особенностей, недопустимость агрессивного насаждения христианства. Церковная рецепция культуры как воплощение истины Божией в языке и культуре народа, их обновление и преображение. Основные цели миссии.
УРОК 9. КАФОЛИЧНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ.
Кафоличность (вселенскость, всеобщность) православной миссии. Опасность замыкания на национальном и культурном своеобразии. Необходимость единства в миссионерском служении, отсутствие конкуренции между благовестниками. Тема кафоличности Церкви в трудах отцов Церкви. Ориентир православной миссии на проповедь Христа, а не на местные культурные традиции. Важность единства и соборности, проистекающих из тайны Святой Троицы.
УРОК 10. ВСЕЛЕНСКИЙ ХАРАКТЕР ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ.
Вселенский характер православной миссии. Библейские основания вселенской миссии. Преодоление разделений между иудеями и язычниками. Трудности на пути миссии. Преодоление языковых и культурных барьеров. Актуальность и безотлагательность миссии.
ТЕМА: ФОРМЫ И МЕТОДЫ МИССИИ
УРОК 11. ЛОКАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ.
Локальные задачи православной миссии: создание общин, воцерковление людей, передача опыта богообщения. Использование принципа церковной рецепции культуры просвещаемого народа через живую проповедь. Важность проповеди Евангелия и совершения богослужений на национальных языках. Подготовка клира и миссионеров из местного населения для продолжения миссии. Формирование условий для участия новообращенных в жизни прихода и их воцерковления.
УРОК 12. МИССИЯ И ПРОЗЕЛИТИЗМ.
Определение понятия «прозелитизм». Историческое происхождение термина «прозелит». Проблема массового прозелитизма в постсоветской России. Способы противодействия прозелитизму. Методы православной миссии через диалог и уважение. Проблема культурной экспансии через прозелитизм.
УРОК 13. МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ.
Сущность и эволюция христианской проповеди. Роль чудес в миссионерской деятельности. Значение личного примера и нравственной жизни миссионеров. Мученичество как форма свидетельства веры. Использование философии и науки в миссионерской работе. Система оглашения и катехизации в православной миссии.
УРОК 14. ФОРМЫ И МЕТОДЫ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЧАСТЬ 1
Роль воспитательной миссии в современном православии. Православное социальное служение как выражение христианской любви в обществе. Апологетическая миссия: методы и вызовы. Информационная миссия Православной Церкви: возможности и вызовы цифровой эпохи. Внешняя миссия Православной Церкви. Роль Церкви в урегулировании социальных и этноконфессиональных конфликтов.
УРОК 15. ФОРМЫ И МЕТОДЫ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЧАСТЬ 2
Воцерковление новообращенных и номинально верующих. Православная апологетика против ересей и языческих влияний. Распространение православия через медиа и интернет.
Миссия среди неправославных народов. Преодоление социальных конфликтов.
УРОК 16. ОБРАЗ И КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО МИССИОНЕРА.
Качества современного миссионера. Организационные формы миссионерского служения. Просветительская деятельность миссионеров. Опыт Церкви в миссионерском служении. Значение любви и доброжелательности в миссии. Важность крестоношения в миссионерском служении.
УРОК 17. МИССИОНЕРСТВО И УЧЕНОСТЬ.
Необходимость образованности для миссионеров. Образованность выдающихся деятелей Церкви в прошлом. Взаимоотношения Церкви и интеллигенции в разные исторические периоды. Современный культурный кризис и роль Церкви. Проблема компьютеризации и кризис внимания у молодежи. Необходимость возрождения интереса к классическому образованию.
УРОК 18. МИССИОНЕРСКАЯ ЭСТЕТИКА.
Внешний вида священнослужителя-миссионера. Особенности оформления миссионерского храма. Атмосфера в доме миссионера. Поведение миссионера во время путешествий. Участие миссионера в публичных мероприятиях. Миссионерская проповедь как образ жизни.
УРОК 19. ОШИБКИ МИССИОНЕРА.
Недопустимость политизации миссионерской деятельности Необходимость терпения и отсутствие ожидания быстрого успеха в миссионерстве. Важность изучения нехристианских вероучений. Умение находить и использовать в беседе элементы истины у оппонентов. Недопустимость полного уподобления миссионера тем, кому он проповедует.
УРОК 20. ВНЕШНИЕ СРЕДСТВА БЛАГОВЕСТИЯ.
Жестикуляция как внешнее средство благовестия. Символические христианские жесты и их значение. Использование наглядных пособий. Природа как источник образов для объяснения христианских догматов. Использование средств массовой информации для благовестия. Необходимость учитывать интересы аудитории.
ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ
УРОК 21. МИССИОНЕРСКИЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ.
Низкий уровень религиозной грамотности и культуры среди прихожан. Самодеятельные религиозные практики и движения. Апокалиптические настроения и ожидания конца света среди верующих. Неправильное толкование символических образов Библии. Необходимость организации приходской жизни и повышения культуры общения священнослужителей с прихожанами. Использование опыта зарубежных православных общин для развития приходской жизни в России.
УРОК 22. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МИССИОНЕРСКОГО ПОЛЯ. ЧАСТЬ 1
Особенности современного миссионерского поля Русской Православной Церкви. Распространение нетрадиционных вероучений и их влияние на россиян. Необходимость богословского осмысления традиций пастырского попечения и языка богослужения. Опыт дореволюционных и послереволюционных миссионеров Русской Православной Церкви. Ключевые вызовы миссии Русской Православной Церкви в современном обществе.
УРОК 23. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МИССИОНЕРСКОГО ПОЛЯ. ЧАСТЬ 2
Отношение Церкви к вопросам сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Вопросы о происхождении жизни. Происхождение человека и его творческие способности. Использование интернета и новых технологий в миссионерской деятельности. Вызов религиозного плюрализма и экуменизма.
УРОК 24. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Правовые основания для миссионерской деятельности в Советском Союзе и современной России. Ограничения и регулирование миссионерства в соответствии с законодательством.
Позиция Русской Православной Церкви по вопросам миссионерской деятельности и свободы совести. Проблемы, вызванные «Законом Яровой» в отношении миссионерской и религиозной деятельности. Противоречия между законодательством и христианскими нравственными принципами в сфере миссионерства.
УРОК 25. СУБКУЛЬТУРЫ. ЧАСТЬ 1
Понятие и признаки субкультур. Исторические примеры молодежных субкультур. Субкультуры в Советском Союзе и современной России. Связь субкультур с религиозными течениями и сектами. Виды и особенности субкультурного протеста. Переход от субкультур к новым формам культуры и технологий.
УРОК 26. СУБКУЛЬТУРЫ. ЧАСТЬ 2
Типы субкультур: просоциальные, социально-пассивные и асоциальные. Особенности экологических и правозащитных групп как просоциальных субкультур. Характеристика социально-пассивных групп: спортивные и музыкальные фанаты. Особенности асоциальных субкультур: хиппи, панки, сектанты, ЛГБТ-сообщество. Методика работы миссионера с представителями различных субкультур. Важность понимания культурного контекста во время проповеди Евангелия.
ТЕМА: ПРАКТИКА МИССИОЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ
УРОК 27. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМАТИКЕ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ БЕСЕД.
Основные цели духовно-просветительских бесед. Подход к подаче библейских сюжетов и применение их к современной жизни. Начальные темы для бесед: смысл жизни, Промысел Божий, загробная жизнь. Принцип «от простого к сложному» при рассмотрении нравственных и догматических тем. Значение веры как двигателя познания и духовного развития человека. Методика корректного общения с оппонентами.
УРОК 28. МЕТОДИКА КОРРЕКТНОГО ОБЩЕНИЯ С ОППОНЕНТОМ.
Скрытые мотивы оппонента. Методы построения корректного диалога с оппонентом. Важность личного свидетельства миссионера. Недопустимость высокомерия и поучающей позиции миссионера. Миссионерская методика святителя Стефана Пермского и преподобного Макария Глухарева.
УРОК 29. ЯЗЫК ПРОПОВЕДИ И МИССИИ, ПРОБЛЕМА ПЕРЕВОДА.
Особенности речевого стиля различных религиозных групп. Проблема языкового перевода и интерпретации для миссионеров. Сложности идентификации религиозной принадлежности по языку и речи. Формирование специфического религиозного языка и терминологии. Критика и полемика между различными религиозными течениями. Разнообразие переводов Библии и их влияние на восприятие религиозных текстов.
УРОК 30. ЦЕРКОВЬ И СМИ.
Православные средства массовой информации и их миссионерская роль. Сотрудничество церкви со светскими СМИ. Необходимость оперативной реакции церкви на события в обществе. Создание банка данных для миссионерского служения в интернете. Диалог с неверующими и безразличными к религии людьми как основная задача миссионерства.
УРОК 31. ЦЕРКОВНЫЕ СМИ И КАТЕХИЗАЦИЯ.
Церковь и средства массовой информации: создание эффекта личного общения. Важность наполнения интернет-пространства христианским контентом. Церковные СМИ как инструмент катехизации и образования. Вовлечение светских экспертов в образовательные проекты Церкви. Различные уровни осуществления катехизации через церковные СМИ.
УРОК 32. ЦЕРКОВНЫЕ СМИ И ОБЩЕСТВО
Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения и нравственных ценностей. Взаимодействие Церкви со светскими и религиозными средствами массовой информации. Использование современных средств коммуникации (радио, телевидение, интернет) для распространения христианского учения. Необходимость культуры общения в религиозных средствах массовой информации.
УРОК 33. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.
Культура общения в средствах массовой информации. Равновесие в общении со СМИ. Личная коммуникация и безличная коммуникация через масс-медиа. Важность проверки и контроля содержания материалов в СМИ. Взаимосвязь между догматами веры и их нравственными приложениями.
УРОК 34. ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИИ ЦЕРКОВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ.
Развитие церковной журналистики в России. Роль и значение издания «Христианское чтение» в XIX веке. Становление епархиальных газет в XIX веке. Преследование церковных изданий при большевиках и возрождение церковной журналистики в советское время. Опыт создания нелегальных православных журналов в советский период.
УРОК 35. ЦЕРКОВНЫЕ СМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
Этапы развития церковных средств массовой информации в России. Разнообразие современных церковных СМИ (печать, радио, ТВ, интернет). Профессиональные особенности и уровень церковных СМИ. Взаимодействие церковных и светских образовательных учреждений в развитии теологии. Необходимость сочетания академического и доступного для широкой аудитории подходов в преподавании богословия.
УРОК 36. ОСОБЕННОСТИ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
Медиапланирование для миссионерской деятельности в информационном пространстве. Взаимодействие с официальными церковными и светскими СМИ. Работа с независимыми и околоцерковными средствами массовой информации. Практические рекомендации для миссионера при контакте со СМИ. Проповедь в интернете: формы и реализация.
УРОК 37. ПРОПОВЕДЬ В ИНТЕРНЕТЕ.
Использование интернета для христианской миссии и проповеди. Особенности интернет-аудитории и ее учет в миссионерской деятельности. Преимущества и проблемы миссии Церкви в интернет-пространстве. Вопрос цензуры и контроля христианского контента в интернете. Перспективы развития православной миссии в интернете.
УРОК 38. ПРОПОВЕДЬ В ВОИНСКОЙ СРЕДЕ.
Взаимодействие Церкви и армии в российской истории. Особенности проповеди в многоконфессиональной воинской среде. Библейские принципы и законы ведения войны. Роль и задачи военного священника. Духовная поддержка военнослужащих в боевых условиях.
УРОК 39. ПРОПОВЕДЬ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ. ЧАСТЬ 1
Формы организации внебогослужебной работы с молодёжью (лагеря, походы, паломничества, помощь нуждающимся). Вовлечение молодёжи в литургическую и практическую жизнь прихода. Образовательная деятельность среди молодёжи (семинары, обсуждение фильмов и литературы). Специализированная помощь молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Использование различных форм творчества (музыка, литература, искусство) в миссионерской работе с молодёжью.
УРОК 40. ПРОПОВЕДЬ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ. ЧАСТЬ 2
Историческая традиция обращения Русской Православной Церкви к молодежи. Развитие системы религиозного образования в России до и после революции. Опыт работы с молодежью в эмиграции и в советский период. Возрастные и психологические особенности работы с молодежью. Значение церковной общины в воцерковлении молодежи.
УРОК 41. ПРОПОВЕДЬ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ. ЧАСТЬ 3
Необходимость специальных подходов в работе с молодежью. Использование современных форм и методов в миссионерской работе с молодежью. Важность сохранения церковной этики и эстетики при общении с молодежью. Недопустимость социального и национального неравенства в церковной среде. Внимание к уязвимым и неблагополучным категориям молодежи.
УРОК 42. ПРОПОВЕДЬ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ. ЧАСТЬ 4
Богословское содержание церковной жизни и её внешнее проявление. Национальные особенности духовности разных народов. Апокалиптические и негативные настроения и позитивное учения Христа. Личные качества и подход священника к работе с молодёжью (игровое общение, самоотдача, личный пример). Идеалистический взгляд на жизнь и социальную справедливость.
УРОК 43. ПРОПОВЕДЬ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ. ЧАСТЬ 5
Специфика воцерковленного досуга молодёжи. Роль молодёжного духовника в привитии молодым людям отношения к Таинствам Церкви. Организация православных лагерей и слетов для духовного воспитания молодёжи. Использование спортивных и игровых мероприятий для сплочения и доверия молодёжи к Церкви. Вовлечение замкнутых молодых людей в командную работу.
УРОК 44. ПРОПОВЕДЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Преподавание православного вероучения и нравственности в образовательных учреждениях. Особенности миссионерской работы с различными возрастными группами. Методика просветительской деятельности в работе с дошкольниками и школьниками. Подходы к духовному образованию старшеклассников и студентов. Связь духовного и светского образования.
УРОК 45. ПРОПОВЕДЬ СРЕДИ ЗАКЛЮЧЁННЫХ
Специфика тюремного служения в современной России. Кастовая система в местах заключения и её влияние на религиозную жизнь. Правила безопасности для священнослужителей при работе с заключёнными. Особенности работы с разными категориями осужденных. Конкуренция православной и исламской миссий в местах заключения.
© Школа Православия София