Преподаватель курса – Татьяна Борисовна Рязанова
Кандидат психологических наук, доцент кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Особенности курса | |
---|---|
Уроки и вопросы к урокам | 60 |
Продолжительность | 40 часов |
Итоговый тест | 20 вопросов |
Курс «Православная психология» даёт комплексное изучение основных психологических теорий и направлений с позиции православного мировоззрения. Курс рассматривает ключевые понятия и методы психологии, анализирует их в свете христианской антропологии и предлагает инструменты для духовно-ориентированного подхода к взаимодействию с людьми. Также уделяется внимание диалогическому подходу, который является центральным в формировании целостного взгляда на человека.
Задачи курса:
знакомство с основными направлениями и теориями психологии, включая психоанализ, бихевиоризм, гуманистическую психологию, культурно-историческую теорию и другие;
критический анализ психологических концепций с точки зрения православной антропологии, выявление их сильных и слабых сторон;
формирование понимания возрастных и индивидуальных психологических особенностей человека в контексте его духовного развития;
знакомство с принципами и методами духовно-ориентированного диалога, основанного на трудах Т.А. Флоренской и святоотеческом наследии;
развитие навыков применения психологических знаний в практической деятельности, в том числе и в миссионерском служении.
ТЕМА: ПСИХОАНАЛИЗ
УРОК 1. ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА ВУНДТА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА.
Православная психология: истоки и особенности диалогического подхода Тамары Александровны Флоренской. Вильгельм Вундт и его вклад в становление психологии сознания. Психология народов как философское основание исследований Вундта. Кризис психологии сознания: причины и последствия. Психоанализ Зигмунда Фрейда: концепция бессознательного и практическое применение. Влияние психоанализа на развитие психотерапии.
УРОК 2. ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ФРЕЙДА.
История развития психоанализа: роль З. Фрейда и влияние культурного контекста. Топологическая модель личности: структуры «оно», «Я» и «сверх-Я». Инстинкты жизни и смерти в психоанализе: эрос и танатос. Предсознание как промежуточная область между сознанием и бессознательным. Метод свободных ассоциаций: технология и этапы психотерапии. Психоанализ и его практическое значение в современной культуре.
УРОК 3. МЕТОДЫ ПСИХОАНАЛИЗА.
Методы проникновения в бессознательное в психоанализе: метод свободных ассоциаций, анализ симптомов, анализ сновидений. Симптомы бессознательного: оговорки, описки, помарки, ошибочные действия. Интерпретация сновидений в психоанализе и религиозной традиции. Процесс психоаналитического лечения на примере клинического случая. Различия между психоанализом и христианской антропологией. Распространение психоанализа как замены исповеди в западном обществе.
ТЕМА: ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ
УРОК 4. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ: ВЫТЕСНЕНИЕ, ПЕРЕНОС, КОНТРПЕРЕНОС. ЧАСТЬ 1
Сопротивление в психотерапии. Перенос и контрперенос в терапевтических отношениях. Защитные механизмы личности: вытеснение и отрицание, уход и смещение. Регрессия и переключение как защитные механизмы. Рационализация как защитный механизм личности.
УРОК 5. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ. ЧАСТЬ 2
Проекция как защитный механизм личности. Проективная психология и диагностика. Эгоцентризм и эгоизм в психологии. Сублимация в классическом психоанализе. Проекция в православной аскетической традиции. Роль проекции в межличностном общении и понимании других людей.
УРОК 6. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ. ЧАСТЬ 3
Идентификация как защитный механизм психики. Природа отношений ребенка и родителя в психоанализе. Комплекс Эдипа: происхождение и суть понятия. Комплекс Электры: особенности женского варианта. Идентичность в современном понимании (национальная, культурная, этническая). Православный взгляд на воспитание и преодоление комплексов.
ТЕМА: АНАЛИТИЧЕСКАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УРОК 7. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАРЛА ГУСТОВА ЮНГА.
Направления психодинамического подхода, возникшие после классического психоанализа. Биография К. Юнга. Конфликт с З. Фрейдом из-за различий в методах исследования бессознательного. Методы исследования К. Юнга (ассоциативный эксперимент). Представления о природе человека. Структура личности по Юнгу. Архетипы и их значение. Значение индивидуации. Концепция семейного бессознательного.
УРОК 8. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА.
Конфликт А. Адлера с З. Фрейдом из-за различий в понимании человеческой природы. Стремление к превосходству по А. Адлеру. Социально полезный тип личности. «Индивидуальная психология» А. Адлера. Влияние порядка рождения на формирование индивидуального жизненного стиля.
ТЕМА: БИХЕВИОРИЗМ
УРОК 9. БИХЕВИОРИЗМ.
Бихевиоризм как новое направление в психологии начала XX века. Основные идеи и принципы психологии поведения. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций. Бихевиоральная психотерапия и её методы. Развитие необихевиоризма и программированное обучение. Теория социального научения и исследования влияния медиа.
ТЕМА: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УРОК 10. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. АБРАХАМ МАСЛОУ.
Возникновение гуманистической психологии как противопоставление психоанализу и бихевиоризму. Влияние философии экзистенциализма на гуманистическую психологию. Концепция самоактуализации в работах Абрахама Маслоу. Дефицитарные потребности и метапотребности в теории Маслоу. Иерархия потребностей (пирамида Маслоу). Психологическая помощь в контексте гуманистической психотерапии.
УРОК 11. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КАРЛ РОДЖЕРС.
Гуманистическая психотерапия Карла Роджерса, её основные принципы. Понятие «Я-концепции» и её структура (Я-реальное и Я-идеальное). Феноменальное поле как основа формирования личности. Организмический оценочный процесс и его роль в самоактуализации. Потребность в позитивном внимании: обусловленное и безусловное принятие. Христианские корни и религиозное влияние на подход К. Роджерса.
УРОК 12. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ КАРЛА РОДЖЕРСА.
Принципы гуманистической психотерапии Карла Роджерса. Концепция безоценочного принятия в психотерапии. Техники отражения эмоций и вербализации. Эмпатия в психотерапевтической практике. Критика гуманистического подхода с позиции православной психологии. Практические проблемы безоценочной самоактуализации в психотерапии.
УРОК 13. ПРАКТИКА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ.
Личные взаимоотношения между психотерапевтом и клиентом. Состояние несоответствия (неконгруэнтности) у клиента. Конгруэнтность психотерапевта. Безусловное позитивное внимание к клиенту. Эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента. Передача клиенту эмпатического понимания и позитивного внимания.
ТЕМА: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
УРОК 14. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ. ЧАСТЬ 1
Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. Развитие психики через совместную деятельность взрослого и ребенка. Интериоризация как механизм психического развития. Зона актуального и ближайшего развития. Роль культуры в формировании психики. Историческая обусловленность возрастных периодов развития.
УРОК 15. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ. ЧАСТЬ 2
Стабильные и кризисные возрасты в психическом развитии. Факторы, определяющие содержание возраста: биологический, социальный, культурно-исторический. Социальная ситуация развития и ее изменение при переходе от дошкольного к школьному возрасту. Ведущая деятельность как основа возрастного развития. Движущие силы развития в теории Л.С. Выготского. Развитие интеллектуальной и мотивационно-потребностной сфер.
УРОК 16. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ. ЧАСТЬ 3
Младенческий возраст и его характеристики (0-1 год). Эмоциональное общение как ведущая деятельность младенца. Ранний возраст и предметная манипулятивная деятельность (1-3 года). Дошкольный возраст и роль игровой деятельности (3-7 лет). Готовность к школе: три основных критерия. Формирование произвольной регуляции поведения через игру.
УРОК 17. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ. ЧАСТЬ 4
Структура учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Переход от младшего школьного к подростковому возрасту. Особенности интимно-личностного общения подростков. Учебно-профессиональная деятельность в старшем школьном возрасте. Доминанты подросткового возраста по Выготскому. Применение возрастной периодизации в церковной работе с молодежью.
УРОК 18. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Теория деятельности А.Н. Леонтьева как продолжение культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Структура деятельности: мотивы, потребности и цели. Иерархическая организация деятельности: от действий к операциям. Роль сознания и бессознательного в регуляции деятельности. Эмоциональная регуляция деятельности и осознание мотивов. Практическое применение теории деятельности в инженерной и педагогической психологии.
ТЕМА: ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ТАМАРЫ ФЛОРЕНСКОЙ
УРОК 19. ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ТАМАРЫ ФЛОРЕНСКОЙ. ЧАСТЬ 1
Создание духовно-ориентированного диалога Т.А. Флоренской. Иерархическая структура человека: дух, душа и тело. Концепции «наличного Я» и «духовного Я» в православной психологии. Проявления духовного начала в человеке по учению святителя Феофана Затворника. Типы нарушения иерархии духа, души и тела: противоречивый и конфликтный человек. Антиманипулятивный характер духовно-ориентированного диалога.
УРОК 20. ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ТАМАРЫ ФЛОРЕНСКОЙ. ЧАСТЬ 2
Культурные и научные основы диалогического подхода в российской традиции. Учение А.А. Ухтомского о доминанте и его физиологические основы. Эгоцентрическая доминанта и феномен двойничества в психологии. Доминанта на собеседнике как механизм любви к ближнему. Различия между эмпатией в гуманистической психологии и доминантностью собеседника. Целостный взгляд на человека в духовно-ориентированном диалоге.
УРОК 21. ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ТАМАРЫ ФЛОРЕНСКОЙ. ЧАСТЬ 3
Понятие вненаходимости по М.М. Бахтину в литературе и психологии. Роль свободы человека в православной традиции общения. Баланс между доминантностью собеседника и отстранённостью в диалоге. Парадокс воздействия в психологическом консультировании. Правильная дистанция в межличностных отношениях. Защита психолога от эмоционального выгорания в консультировании.
УРОК 22. ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ТАМАРЫ ФЛОРЕНСКОЙ. ЧАСТЬ 4
Принцип вненаходимости в диалогическом подходе. Этимология и понимание термина «диалог» в христианской культуре. Роль вненаходимости в психологическом консультировании. Практическое применение принципа вненаходимости в работе. Антиманипулятивный подход в духовном общении. Учение святителя Феофана Затворника о правилах духовной жизни и поддержании собранности.
УРОК 23. ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ТАМАРЫ ФЛОРЕНСКОЙ. ЧАСТЬ 5
Принцип внутреннего пребывания в духовной практике по учению святителя Феофана Затворника. Связь между принципом вненаходимости в диалогической психологии и правилами поддержания собранного состояния. Роль трезвения и самособрания в духовно-ориентированном диалоге. Три внутренних делания: внимание, бодренность и трезвение. Практическое применение принципа вненаходимости в психологическом консультировании. Работа с внутренним конфликтом между наличным и духовным «Я» в консультировании.
УРОК 24. МЕТОДЫ ДИАЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. ЧАСТЬ 1
Методы диалогического консультирования как восходящая лестница развития диалога. Диалогическое выслушивание как базовый метод психологического консультирования. Нейропсихологические основы эффективности словесного выражения эмоций. Невербальный диалог в психологическом консультировании. Особенности применения диалогического опросника в семейном консультировании. Создание проблемной ситуации как метод разрешения семейного конфликта.
УРОК 25. МЕТОДЫ ДИАЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. ЧАСТЬ 2
Понятие катарсиса в психологическом консультировании и его связь с античной традицией. Механизм внутреннего конфликта между духовным и эгоистическим началом в человеке. Особенности позиции консультанта в диалогическом консультировании. Роль совести и её осознания в процессе психологического преображения личности. Принцип вненаходимости и его применение в диалогическом консультировании. Преобразование негативных переживаний в позитивные через восстановление духовной иерархии.
ТЕМА: ПРИНЦИПЫ ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
УРОК 26. ПРИНЦИПЫ ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА. ЧАСТЬ 1
Признание духовного «Я» в собеседнике как базовый принцип диалога. Невозможность манипулирования человеком из-за тайны его личности. Выявление и поддержка голоса духовного «Я» в диалоге. Принятие личности собеседника независимо от его текущего состояния. Сопереживание человеку в его жизненных ситуациях. Различие между христианской любовью и эмоциональной привязанностью.
УРОК 27. ПРИНЦИПЫ ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА. ЧАСТЬ 2
Оценка личности в духовно-ориентированном диалоге. Роль эмпатического внимания во внутреннем диалоге человека. Исцеление личности через примирение с духовным «Я». Осознание и раскаяние в духовно-ориентированной психотерапии. Адаптация языка общения к уровню собеседника. Работа с конкретным запросом в психологическом консультировании.
ТЕМА: ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
УРОК 28. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 1
Теория рекапитуляции Стэнли Холла и параллели между развитием ребёнка и историей человечества. Стадии возрастного развития человека от младенчества до юности. Значение детской игры и рисунка в психологическом развитии. Лонгитюдные исследования Арнольда Гезелла и «зеркало Гезелла». Нормативный подход в возрастной психологии и шкалы развития. Объективные методы регистрации детского развития и их значение.
УРОК 29. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 2
Психометрический подход к измерению интеллекта. История создания и развития теста Бине-Симона. Коэффициент интеллекта (IQ) и его интерпретация. Стандартизация и рестандартизация тестов интеллекта в разных культурах. Исследования Льюиса Термена и связь IQ с жизненными достижениями. Ограничения тестов интеллекта и их практическое применение.
УРОК 30. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 3
Теория конвергенции двух факторов Уильяма Штерна. Механизм интероцепции в развитии личности. Генетика поведения и исследования наследуемости интеллекта. Близнецовый метод в психогенетических исследованиях. Сензитивные периоды в развитии человека. Эпигенетический ландшафт Конрада Уоддингтона.
УРОК 31. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 4
Роль опыта в сензитивные периоды развития человека. Модель эпигенетического ландшафта в развитии человека. Формирование стереоскопического зрения у детей. Развитие речи и языковые сензитивные периоды. Влияние смены языковой среды на развитие детей разного возраста. Значение сензитивных периодов в воспитании и педагогике.
УРОК 32. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 5
Генотип-средовое взаимодействие в развитии человека. Сензитивные периоды в психологическом развитии. Пассивная генотип-средовая корреляция: наследование и среда. Активная генотип-средовая корреляция: поиск развивающей среды. Реактивная генотип-средовая корреляция: влияние навязанного развития. Роль педагогов в определении и развитии наследственной одаренности.
ТЕМА: ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ
УРОК 33. ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ. ЧАСТЬ 1
Теория привязанности и её истоки в психологии. Синдром госпитализма и его влияние на развитие детей. Эксперименты супругов Харлоу с искусственными «мамами» для детёнышей обезьян. Импринтинг и сензитивные периоды в развитии животных. Врожденная способность младенцев к распознаванию человеческих лиц. Периоды формирования привязанности у детей по теории Боулби.
УРОК 34. ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ. ЧАСТЬ 2
Диагностическая процедура «Тест чужого человека» для оценки привязанности. Стадии эмоциональной реакции ребёнка на разлучение с родителем. Надёжный стиль привязанности: характеристики и проявления. Тревожно-избегающий стиль привязанности: особенности поведения. Тревожно-сопротивляющийся (амбивалентный) стиль привязанности. Устойчивость стилей привязанности в развитии человека.
УРОК 35. ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ. ЧАСТЬ 3
Практические приложения теории привязанности в медицинских и социальных учреждениях. Синдром госпитализма и его последствия. Депривация социально-эмоционального развития у детей. Факторы, влияющие на возникновение депривации в семьях. Реабилитация детей после длительной депривации. Коммуникативная некомпетентность как следствие депривированного развития.
УРОК 36. ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ. ЧАСТЬ 4
Последствия недостатка материнского тепла и эмоциональной депривации. Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений. Социальная некомпетентность детей из интернатов и её проявления. Особенности поведения и реакций приёмных детей в новых семьях. Роль Православной Церкви в помощи детям-сиротам. Важность специальной подготовки приёмных родителей.
ТЕМА: ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
УРОК 37. ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЭРИКА ЭРИКСОНА.
ЧАСТЬ 1
Биография и научное становление Эрика Эриксона. Эпигенетический принцип развития личности. Роль социума и культуры в развитии человека. Процесс трансцендирования в теории Эриксона. Младенческий возраст (0-1 год): формирование базового доверия. Раннее детство (1-3 года): развитие автономии.
УРОК 38. ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЭРИКА ЭРИКСОНА.
ЧАСТЬ 2
Дошкольный возраст (3-6 лет) и развитие инициативности в игре. Школьный возраст (6-12 лет) и формирование трудолюбия и компетентности. Ролевая идентичность в подростково-юношеском возрасте. Половая идентичность как компонент развития личности подростка. Идеологическая и религиозная идентичность в подростковом возрасте. Временная перспектива и планирование будущего у подростков.
УРОК 39. ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЭРИКА ЭРИКСОНА.
ЧАСТЬ 3
Период ранней взрослости: формирование близких отношений и доверия против изоляции. Теория привязанности и её влияние на формирование личности в период взрослости. Период зрелости (35-65 лет): генеративность против стагнации. Кризис середины жизни и ситуация двойной ответственности в зрелом возрасте. Старость как период интеграции жизненного пути и формирования окончательной идентичности. Геронтопсихология: проблемы и особенности психологической помощи пожилым людям.
УРОК 40. СТАТУСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНДЕНТИЧНОСТИ ДЖЕЙМСА МАРСИИ.
Концепция статусов идентичности по Джеймсу Марсии. Критерии классификации статусов идентичности: прохождение кризиса и принятие обязательств. Предрешенная идентичность и её связь с авторитарными чертами личности. Мораторий как особое состояние в развитии идентичности. Диффузная и достигнутая идентичность как противоположные статусы. Практическое применение теории статусов идентичности в психотерапии.
ТЕМА: ЛОНГИТЮДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УРОК 41. ЛОНГИТЮДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЧАСТЬ 1
Лонгитюдное исследование Grant Study: цели и организация проекта. Возрастной период 20-30 лет: первые шаги во взрослой жизни. Кризис 30 лет и период консолидации (30-40 лет). Кризис 40 лет: психологические особенности и трансформации. Изменения в способностях самовыражения у мужчин и женщин после 40 лет. Периодизация взрослой жизни по десятилетиям согласно Grant Study.
УРОК 42. ЛОНГИТЮДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЧАСТЬ 2
Теория адаптивного механизма личности по Джорджу Вайлланту. Роль защитных механизмов в достижении жизненных целей. Основные предикторы взрослых достижений. Периодизация взрослой жизни по десятилетиям. Особенности психологического развития в период 30-40 лет. Сравнение периодизации Grand Study с периодизацией Эрика Эриксона.
УРОК 43. ЛОНГИТЮДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЧАСТЬ 3
Исследование супругов Левинсонов: лонгитюдные наблюдения за мужчинами и женщинами среднего возраста. Эры взрослой жизни. Концепция жизненной структуры и её компоненты. Переходные периоды и кризисы взрослого возраста. Формирование и трансформация жизненных структур в разные периоды взрослости. Основные задачи развития во взрослом возрасте.
УРОК 44. ЛОНГИТЮДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЧАСТЬ 4
Исследования Даниэля Левинсона: мужские и женские лонгитюдные исследования 80-90-х годов. Концепция эр взрослой жизни: ранняя, средняя и поздняя взрослость. Понятие жизненной структуры и её компоненты. Переходные периоды и кризисы взрослой жизни: 30, 40, 50 и 60 лет. Развитие и трансформация жизненных структур в разные эры взрослости. Четыре основные задачи развития во взрослости.
УРОК 45. ЛОНГИТЮДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЧАСТЬ 5
Лонгитюдное исследование взрослых в Ленинградской психологической школе. Развитие мнемического и логического блоков познавательных процессов. Формирование взрослого типа мышления и диалектического мышления. Интеграция компонентов интеллекта в разные периоды взрослости. Динамика развития различных интеллектуальных способностей от 20 до 70 лет. Возрастные особенности профессиональных достижений в разных областях науки.
ТЕМА: КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОТОИЕРЕЯ ВАСИЛИЯ ЗЕНЬКОВСКОГО
УРОК 46. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОТОИЕРЕЯ ВАСИЛИЯ ЗЕНЬКОВСКОГО. ЧАСТЬ 1
Концепция развития личности по прот. В. Зеньковскому: эмпирическое и духовное начала. Периодизация развития человека от рождения до взрослости. Раннее детство (0-6 лет): особенности духовного и познавательного развития. Теория Жана Пиаже о развитии интеллекта в раннем возрасте. Младший школьный возраст: формирование логического мышления и изменения в духовной жизни. Взаимосвязь духовного развития и познавательных способностей ребенка.
УРОК 47. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОТОИЕРЕЯ ВАСИЛИЯ ЗЕНЬКОВСКОГО. ЧАСТЬ 2
Возрастная периодизация подросткового периода по прот. В. Зеньковскому. Физиологические изменения и их влияние на развитие подростка. Развитие формально-логического мышления в подростковом возрасте. Религиозное самоопределение в подростковом периоде. Особенности юношеского возраста (16-21 год). Роль Церкви в преодолении трудностей взросления.
ТЕМА: ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УРОК 48. ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учебная деятельность как форма духовного роста и покаяния. Структура и компоненты учебной деятельности. Роль учителя и ученика в образовательном процессе. Этапы развития учебной деятельности от начальной школы к самообучению. Мотивация в учебной деятельности. Психологические проблемы и препятствия в учебном процессе.
ТЕМА: РАННИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
УРОК 49. РАННИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 1
Ранние возрастные периоды развития человека: сенсомоторный и репрезентативный интеллект. Символические системы в дошкольном возрасте: развитие речи, игры и изобразительной деятельности. Сравнение теорий Жана Пиаже и Льва Выготского о развитии речи. Подходы к изучению речевого развития: бихевиоризм Берреса Скиннера и модель Ноама Хомского. Влияние билингвизма на речевое развитие детей. Роль внешней среды и наследственности в развитии речи у детей.
УРОК 50. РАННИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 2
Речевое развитие ребёнка: формирование пассивного и активного словаря. Роль сенсомоторного опыта в раннем речевом развитии детей. Методы изучения восприятия речи младенцами: исследования Патрисии Коул. Стили речевого развития: экспрессивный и референтный подходы. Влияние комплексного мышления на восприятие речи у дошкольников. Значение церковнославянского языка для речевого и мыслительного развития.
УРОК 51. РАННИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 3
Роль изобразительной деятельности в развитии символических систем у детей. Символический и визуальный реализм в детском рисунке. Периодизация развития детского рисунка: от каракулей до псевдореализма. Особенности детского рисунка: что рисует ребёнок. Применение рисуночных тестов в психологической диагностике. Арт-терапия как инструмент решения психологических проблем у детей и взрослых.
УРОК 52. РАННИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 4
Значение игровой деятельности в развитии ребёнка. Ранние формы игры у детей до 2 лет. Развитие символических средств в детской игре. Эволюция игровых схем по теории Пиаже. Переход к сюжетно-ролевым играм. Влияние игры на формирование самосознания ребёнка.
УРОК 53. РАННИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 5
Теоретические различия в подходах к школьному обучению: Выготский против Пиаже. Три основных аспекта школьной готовности. Методы диагностики мотивационной готовности к школе. Развитие произвольной регуляции поведения через игру. Методы оценки произвольной регуляции поведения. Виды школьной дезадаптации и их причины.
ТЕМА: ИНДИВИДУЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
УРОК 54. ИНДИВИДУЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 1
Происхождение души и тела в богословской традиции. Структура человеческой индивидуальности: три уровня организации. Функциональная асимметрия мозга и её влияние на личность. Правши и левши: психологические особенности и различия. Половой диморфизм и его эволюционное значение. Дифференциальная психология как наука об индивидуальных различиях.
УРОК 55. ИНДИВИДУЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 2
Нейроандрогенетическая теория Ли Эллиса о мужском поведении. Концепция андрогинности Сандры Бем и современные тенденции в гендерных ролях. Классическое учение Гиппократа о четырех типах темперамента. Теория И.П. Павлова о свойствах нервной системы и темпераменте. Структура темперамента в концепции В.М. Русалова. Практическое значение учета темперамента в межличностных отношениях.
УРОК 56. ИНДИВИДУЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 3
Различия между темпераментом и характером в психологии. История развития характерологии от античности до современности. Взаимодействие психиатрии и Церкви в лечении психических расстройств. Концепция акцентуации характера в психиатрии. Критерии различения психопатии и акцентуации. Вклад П.Б. Ганнушкина в развитие малой психиатрии.
УРОК 57. ИНДИВИДУЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 4
Классификация акцентуаций характера по А. Личко и К. Леонгарду. Отличие акцентуации характера от акцентуации личности. Особенности исследований подростково-юношеской психиатрии. Гипертимный тип акцентуации: характеристики и риски. Циклоидный тип: особенности периодических состояний. Невротические типы акцентуаций: астеноневротический и психостенический.
УРОК 58. ИНДИВИДУЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 5
Шизоидный тип личности: особенности, признаки и проявления в детстве. Эпилептоидный тип: характеристики поведения и предрасположенности. Истероидный тип: демонстративность и социальное поведение. Индивидуально-психологические типы в контексте церковной среды. Взаимосвязь психических заболеваний и акцентуаций характера. Работы А. Личко в развитии концепции малой психиатрии.
УРОК 59. ИНДИВИДУЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 6
Переход от типологических подходов к теориям черт в психологии. Большая пятерка личностных факторов. Теория черт Гордона Олпорта. Природа и развитие способностей человека. IQ и тесты интеллекта. Одаренность, талант и гениальность.
УРОК 60. ИНДИВИДУЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 7
Стиль как психологическая характеристика человека. Жизненный стиль в концепции А. Адлера. Копинг-стратегии и способы совладания с трудностями. Классификация копинг-стратегий по Р. Лазарусу и С. Фолкман. Теория ценностей Милтона Рокича. Система ценностных ориентаций Шалома Шварца.
© Школа Православия София