Преподаватель курса – Виктор Петрович Лега
Доцент кафедры философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; руководитель и доцент департамента культурологии Московского физико-технического института; доцент Московского государственного лингвистического университета; доцент Сретенской духовной академии; доцент Московской духовной академии
Особенности курса | |
---|---|
Уроки и вопросы к урокам | 41 |
Продолжительность | 25 часов |
Итоговый тест | 20 вопросов |
Курс «Апологетика» читается в рамках программы «Православная теология» Сретенской духовной академии.
Дисциплина рассматривает обоснование христианского вероучения с помощью рациональных средств, а также защиту христианской веры от искажений и нападок со стороны представителей других мировоззренческих систем. Апологетика выдвигает и исследует доказательства истинности бытия Бога и основных положений христианской веры. В рамках курса с православной позиции рассматривается значение веры и религиозного опыта, соотношение современной естественнонаучной концепции происхождения мира и человека с христианским вероучением.
Задачи курса:
сопоставление различных религиозных и философских учений с научными знаниями в разные эпохи;
получение представления об основных богословских проблемах, возникающих при анализе философских, исторических и естественнонаучных дисциплин;
защита и проповедь христианского учения с применением положений современной науки;
умение использовать критику христианства со стороны представителей других мировоззренческих систем для разъяснения христианского вероучения.
Курс «Апологетика» связана с дисциплиной «Догматическое богословие», раскрывающей православное вероучение о сотворении мира и человека, о взаимоотношениях Бога и человека. А также с курсом «Философия», дающим представление о философских системах, которые составляют основу современного естественнонаучного представления о мире.
ТЕМА: О ПОНЯТИИ «РЕЛИГИЯ»
Понятие «апологетика». Цели и задачи апологетики. Методы апологетики. Необходимость решения вопроса о сущности религии. Этимология слова «религия», различные гипотезы: Цицерон, Лактанций, блаженный Августин, современные концепции. Нерелигиозные и христианские концепции понимания сущности религии. Проблема определения религии. Необходимые элементы религии. Религиозно-философские учения, их отличие от религии. Атеистические теории о происхождения религии. Христианская концепция и современная научная.
УРОК 1. ВВЕДЕНИЕ.
УРОК 2. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?
УРОК 3. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ.
УРОК 4. КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ. Ч. 1
УРОК 5. КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ. Ч. 2
УРОК 6. КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ. Ч. 3
ТЕМА: ВЕРА И РАЗУМ
Необходимость решения проблемы веры и разума для обоснования существования христианской апологетики. Религиозный опыт. Свойства религиозного опыта. Определения веры. Онтологическое понимание веры. Апостол Павел и отцы Церкви о сущности веры.
УРОК 7. ВЕРА И РАЗУМ. УРОК 8. ЧТО ТАКОЕ ВЕРА?
ТЕМА: ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
Вопрос о доказательствах бытия Бога. Отцы Церкви о возможности и специфике доказательств бытия Бога. Исследования религиозного опыта нейробиологами. Историческое доказательство бытия Бога. Онтологическое доказательство Ансельма Кентерберийского и Иммануила Канта. Нравственный закон в человеке. Различные гипотезы о нравственном законе. Святые отцы о его сущности и происхождении. Понятие о совести. Кантовская разработка нравственного аргумента. История космологического доказательства и современные научные данные. Отцы Церкви о познании Бога из творения.
УРОК 9. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА.
УРОК 10. РЕЛИГИОЗНО-ОПЫТНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА.
УРОК 11. ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА.
УРОК 12. ВСЕМОГУЩ ЛИ БОГ?
УРОК 13. НРАВСТВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА.
УРОК 14. НРАВСТВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА. КАНТОВСКИЙ ВАРИАНТ.
УРОК 15. КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА. Ч. 1
УРОК 16. КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА. Ч. 2
УРОК 17. ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА. Ч. 1
УРОК 18. ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА. Ч. 2
УРОК 19. ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА. Ч. 3
ТЕМА: НАУКА И ХРИСТИАНСТВО
Возникновение современной науки в XVI-XVII вв. из христианских и философских положений. Роль отделения Западной Церкви от Восточной. Разделение сфер веры и разума в Католической Церкви и признание автономности разума. Постулаты, лежащие в основе современной науки. Отличие аристотелевской науки от галилеевской. Причины возникновения науки в католических странах. Оккультизм и ненаучность учения Д. Бруно. Особенность религиозности ученых. Эволюционная теория Дарвина и реакция на ее появление в XIX в.
УРОК 20. ЦЕРКОВЬ И НАУКА В ПЕРВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ. УРОК 21. РЕЛИГИЯ И НАУКА В СХОЛАСТИКЕ.
УРОК 22. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. Ч. 1
УРОК 23. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. Ч. 2
УРОК 24. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. Ч. 3
УРОК 25. РЕВОЛЮЦИЯ В АСТРОНОМИИ.
УРОК 26. УЧЕНЫЕ И ХРИСТИАНСТВО. Ч. 1 УРОК 27. УЧЕНЫЕ И ХРИСТИАНСТВО. Ч. 2
ТЕМА: ТВОРЕНИЕ МИРА
Природа чудес. Проблема определения чуда. Чудо как событие, противоречащее законам природы. Чудо как знамение. Христианское учение о творении мира и человека. Визионерский подход в толковании текста о сотворении мира. Спор о принципах толкования Священного Писания в контексте соотнесения первых глав книги Бытия с данными новоевропейской науки. Проблема длительности дней творения. Проблема соотнесения библейского описания творения мира с современными научными взглядами об эволюции вселенной. Сравнение библейских и научных взглядов на мир и человека.
УРОК 28. ВОПРОС О ЧУДЕСАХ.
УРОК 29. ШЕСТОДНЕВ. Ч. 1
УРОК 30. ШЕСТОДНЕВ. Ч. 2
УРОК 31. ШЕСТОДНЕВ. Ч. 3
ТЕМА: ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ДУШЕ
Проблема души, ее существования и бессмертия. Бестелесность души как основной аргумент в защиту ее бессмертия. Доказательства бессмертия души в истории философии. Невозможность ответа на вопрос о сущности человека без допущения существования души.
УРОК 32. О ДУШЕ. Ч. 1
УРОК 33. О ДУШЕ. Ч. 2
ТЕМА: ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА К ТЕЛУ ЧЕЛОВЕКА
Важность телесной жизни для спасения человека, догматические основания для этого –воплощение Иисуса Христа, воскресение из мертвых. Уникальность христианства как религии, объясняющей смысл земной жизни человека, самопротиворечивость всех остальных религий. Мнения отцов Церкви о необходимости заботы о телесном здоровье.
УРОК 34. БОГОСЛОВСКАЯ АПОЛОГЕТИКА. СМЫСЛ ЖИЗНИ В ТЕЛЕ. Ч. 1
ТЕМА: СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА
Свобода человека и всемогущество Бога, Его промысел. Философский и научный подход к решению проблемы свободы. Христианское учение о человеке как образе Божием как основа решения проблемы свободы. Свобода и грехопадение.
УРОК 35. СМЫСЛ ЖИЗНИ В ТЕЛЕ. Ч. 2. СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА.
УРОК 36. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЯСНЕНИЯ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ИХ КРИТИКА. УРОК 37. ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?
ТЕМА: ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ В МИРЕ ЗЛА
Суть проблемы существования в мире зла, ее сложность и актуальность. Нехристианские и еретические способы решения проблемы, их ошибочность и противоречивость. Христианское решение проблемы: причина зла – в относительной самостоятельности тварного мира, свободной воле человека и первородном грехе. Онтологический смысл грехопадения Адама. Необходимость страданий в падшем мире. Смысл страданий.
УРОК 38. ТЕОДИЦЕЯ. МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ЗЛО.
УРОК 39. ТЕОДИЦЕЯ. ФИЗИЧЕСКОЕ ЗЛО.
УРОК 40. ТЕОДИЦЕЯ. ПОЧЕМУ БОГ ПОПУСКАЕТ СТРАДАНИЯ?
ТЕМА: ИСТОРИЧЕСКАЯ АПОЛОГЕТИКА
Уникальность Библии. Доказательство историчности ветхозаветных событий: археологические данные, кумранские рукописи, тщательная методика переписывания Ветхого Завета в древности как гарантия подлинности текста. Историчность евангельских событий. Свидетельства нецерковных историков о Христе. Критика учений о «естественности» воскресения Христа.
УРОК 41. ИСТОРИЧЕСКАЯ АПОЛОГЕТИКА.
© Школа Православия София