Преподаватель курса – Иван Олегович Негреев
Старший преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии, старший преподаватель кафедры религиоведения Российского Православного университета св. Иоанна Богослова
Особенности курса | |
---|---|
Уроки и вопросы к урокам | 38 |
Продолжительность | 24 часа |
Итоговый тест | 15 вопросов |
Слушатели получат представление о религиозном опыте древнего мира и его влиянии на формирование культуры древних цивилизаций; познакомятся с научным подходом к религиоведению, с основными категориями и методами современного научного религиоведения; узнают, как в разные исторические периоды формировалось осознание человеком своей религиозности и многообразия религиозного опыта.
Задачи курса:
определение религиоведения как науки, выявление основных аспектов, исследуемых в религиоведении;
формирование этапов развития древних религиозных традиций;
знакомство со спецификой религиозного мировоззрения древних людей и его влиянием на современные религиозные практики.
Курс «Религиоведение» имеет тематическую связь с курсом «История нехристианский религий», а также с курсом «Философия», в котором разбирается концепция происхождении мира и человека в античной философии.
ТЕМА: ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ.
УРОК 1. ВВЕДЕНИЕ.
Цели и задачи изучения религиоведения. Формирования религиоведения как научной дисциплины. Принципы исследования религии. Изучение религии в эпоху античности. Письменные источники изучения религии древнего Египта, Греции и Рима. Отношение отцов Церкви к религиозному опыту античного мира. Исследование исламских ученых в области древних верований.
УРОК 2. ФОМИРОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ.
Исследование религии в XIX – XX вв. Труд «Философия религии» Ф. Гегеля, его структура и содержание. Теория первоначального фетишизма Шарля де Бросса. Теория эволюции религии в XIX в. Э. Тейлор, его книга «Первобытная культура» и теория анимизма.
УРОК 3. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ.
Исследование религиозной жизни неписьменных народов. Теории происхождения религии неписьменных народов. Э. Лэнг и его труды. Концепция заимствования Бога. Теория прамонотеизма В. Шмидта.
УРОК 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ.
Антропологическая теория происхождения религии Д. Кинга и его труд «Сверхъестественное, его происхождение, природа и эволюция». Концепция преанимизма Р. Маретта. Концепция происхождения религии Э. Кроули, его труды «Идея души» и «Мистическая роза». Теория Л. Леви-Брюля. Мифологическая концепция М. Мюллера.
УРОК 5. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ.
Теория происхождения религии Р. Смита. Труд Д. Дюркгейма «Элементарные формы религии», его концепция происхождения религии.
УРОК 6. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ.
Становление классической феноменологии религии. Труд Р. Отто «Священное», его структура и содержание. Полемика Р. Отто с Ф. Шлейермахером.
ТЕМА: РЕЛИГИИ НЕПИСЬМЕННЫХ НАРОДОВ.
УРОК 7. РЕЛИГИИ НЕПИСЬМЕННЫХ НАРОДОВ.
Этимология понятия «религия». Структура религиозной жизни неписьменных народов. Мифологичность древних религий. Табуированность темы божества в архаичной религии. Значение символов и ритуала в религии неписьменных народов. Понятие «праздного бога» (Deus otiosus).
УРОК 8. МИФОЛОГИЯ НЕПИСЬМЕННЫХ НАРОДОВ.
Теории, объясняющие отсутствие социального и культурного развития неписьменных народов. Содержание мифов архаических народов. Понятие Бога в мифологии. Тема сотворения мира и души человека в мифологии.
УРОК 9. ТЕМА СМЕРТИ В МИФОЛОГИИ АРХАИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ.
Отношение к смерти у неписьменных народов. Традиции погребения. Тема смерти в мифах Древнего Египта. Идея о противоестественности смерти у народов Африки.
УРОК 10. АРХАИЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ О ДУШЕ.
Антропологические представления архаической религии, их отличие от христианского понимания человека. Полипсихизм в древней религии. Понятие бессмертия души в религии неписьменных народов. Тема души и её посмертной участи в мифологии.
УРОК 11. ФЕНОМЕНЫ ЗООЛАТРИИ И ТОТЕМИЗМА.
Зоолатрия у неписьменных народов. Интерпретации наскальной живописи. Тотемизм и его сущность. Тотемные кланы.
УРОК 12. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗАГРОБНОМ МИРЕ В АРХАИЧЕСКИХ РЕЛИГИЯХ.
Отличительные черты представлений о загробном существовании души неписьменных народов. Представление о местонахождении загробного мира и его устройстве. Загробный мир в религии Древнего Египта. Дихотомия загробного мира архаической религии.
ТЕМА: ШАМАНИЗМ.
УРОК 13. ШАМАНИЗМ. Ч. 1
Понятие шаманизма. Мир духов в представлениях шаманизма. Полидемонизм. «Мировое дерево» в шаманской культуре. Двойственность духов в шаманизме.
УРОК 14. ШАМАНИЗМ. Ч. 2
Этимология слова шаман. Значение шамана в различных культурах. Главные функции шамана. Исследования шаманизма М. Элиаде и С. М. Широкогорова. Отсутствие единого вероучения и практики в шаманизме.
УРОК 15. ШАМАНИЗМ. Ч. 3
Условия становления шамана. Значение наследственности в становлении шаманов. Понятие «духов помощников». Шаманская болезнь. Ритуалы становления шамана.
УРОК 16. ШАМАНИЗМ. Ч. 4
Понятие «шаманская душа». Виды шаманов. Основные функции шаманов в обществе. Основные виды шаманских камланий.
ТЕМА: АРХАИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ.
УРОК 17. АРХАИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Ч. 1
Культура Древнего Египта. Понятие бога в египетской религии. Открытие египетской письменности Ф Шампольоном. Политеизм Древнего Египта. Египетский пантеон. Генотеизм египтян.
УРОК 18. АРХАИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Ч. 2
Дискуссии исследователей относительно политеизма Древнего Египта. Космогония в египетской мифологии.
УРОК 19. АРХАИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Ч. 3
Эннеада (Девятерица) в египетской мифологии и ее участие в создании мира. Идея египетской Маат. Тексты Книги мертвых.
УРОК 20. АРХАИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Ч. 4
Культ Осириса, умирающего и воскресающего бога. Антропология древних египтян. Тема творения человека и его призвания в египетской мифологии.
УРОК 21. АРХАИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Ч. 1
Открытие Г. Шлиманом Микенской цивилизации. Открытие А. Эвансом Минойской цивилизации на о. Крит. Культ Великой богини в древнегреческой религии. Пантеон Древнего Крита. Лабрис, символика критской религии. Представление о человеке, его предназначении и загробной участи в древнегреческой религии.
УРОК 22. АРХАИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Ч. 2
Конгломерат культов в религии Древней Греции. Отсутствие единой мировоззренческой системы в древнегреческой религии. Возникновение греческой философии. «Теогония» Гесиода. Древнегреческий пантеон: боги, полубоги, герои и духи.
УРОК 23. МИСТЕРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
Значение мистерии в древнегреческой религии. Элевсинские мистерии. Внутреннее содержание мистерии и ее внешняя сторона.
ТЕМА: РЕЛИГИИ ИНДИИ.
УРОК 24. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. ВЕДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Ч. 1
Исследования в области индоевропеистики. Теории общности индоевропейских языков. Понятие «веды». Корпус книг шрути и его структура. Веды, Брахманы, Араньяки и Упанишады, их структура и содержание. Корпус книг смрити, его структура и содержание.
УРОК 25. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. ВЕДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Ч. 2
Представление о Боге в древней ведической культуре. Космология в индуистских мифах. Идея религиозного универсализма. Понятие божественного абсолюта в ведической религии. Понятие Риты.
УРОК 26. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. ВЕДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Ч. 3
Соблюдение нравственного закона в ведической культуре. Пантеон ведических богов. Тема загробного мира в ведической религии.
УРОК 27. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. ВЕДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Ч. 4
Тема загробного мири и его альтернативы в ведической религии. Формирование идеи о перевоплощении души. Ранние описания процесса перерождения в священных текстах. Понятие кармы и сансары.
УРОК 28. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ ЮЖНОЙ АЗИИ. Ч. 1
Брахманизм. Понятие «атман». Мокша и проблема спасения в южноазиатской религии.
УРОК 29. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ ЮЖНОЙ АЗИИ. Ч. 2
Религиозно-философские системы южноазиатской религии. Йога, ее философские аспекты, религиозная практика. Основные направления йоги и их особенности.
УРОК 30. ИНДУИЗМ.
Определение понятия «индуизм». Условия принятия индуизма. Философия адвайта-веданты, абсолютный монизм. Течения индуизма: шиваизм, вишнуизм, шактизм.
УРОК 31. БУДДИЗМ. Ч. 1
Предпосылки возникновения буддизма, шраманский период. Будда Шакьямуни как историческая личность. Основы буддийской религиозно-философской доктрины. Благородные истины буддизма, понятия «анатман» и «анича».
УРОК 32. БУДДИЗМ. Ч. 2
Этимология понятия «нирвана». Идеи кармы и сансары в буддизме. Тема стремления человека к вечному блаженству в буддийских священных текстах. Восьмизвенный арийский путь. Этика буддизма, проблема страдания и спасения. Основные течения буддизма.
УРОК 33. БУДДИЗМ. Ч. 3
Большая колесница и Малая колесница. Антропология буддизма. Ваджраяна. Тантрический буддизм. Религиозные буддийские практики.
УРОК 34. БУДДИЗМ. Ч. 4
Развитие буддизма в Китае и на Дальнем Востоке. Дзен-буддизм, история его формирования. Бодхидхарма. Особенности дзен-буддийского религиозно-философского учения.
УРОК 35. ЗОРОАСТРИЗМ. Ч. 1
Авраамические религии и зороастризм. Косвенное упоминания о религиозности персов в Ветхом Завете, царь Кир Великий. Влияние идей зороастризма на иудаизм и ислам. Монотеизм зороастризма.
УРОК 36. ЗОРОАСТРИЗМ. Ч. 2
География распространения зороастризма. История формирования зороастрийской культуры. Представления о Боге и космологические воззрения зороастризма. Представления о загробной жизни. Ахура Мазда и культ огня. Дуализм зороастризма.
ТЕМА: АВРААМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ.
УРОК 37. ОБЗОР АВРААМИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ.
Общность авраамических религий. Отношение ислама и иудаизма к учению о Боговоплощения. Отличие в понимании последствий прародительского грехопадения в христианстве, исламе и иудаизме. Понимания греха в исламском богословии. Сотериология ислама в сравнении с христианским учением о спасении.
ТЕМА: РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.
УРОК 38. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.
Религиозное мировоззрение Древнего Китая. Конфуций и его религиозная система. Китайское Пятикнижие. Лао-цзы и формирование даосизма. Понятие «дао». Иерархия духовного мира в дальневосточных религиях. Космогония и антропология в даосизме и конфуцианстве.
© Школа Православия София