Преподаватель курса – иерей Антоний Борисов
Доцент кафедры богословия и доцент кафедры церковной истории Московской духовной академии
Особенности курса | |
---|---|
Уроки и вопросы к урокам | 36 |
Продолжительность | 22 часа |
Итоговый тест | 15 вопросов |
Курс «Сравнительное богословие» изучается в рамках программы «Практическая теология Православия» Московской духовной академии.
Слушатели познакомятся с особенностями богословия западной христианской традиции и дальнейшим ее разделением на католическую и протестантскую; подробно разберут догматические и канонические отличия западных конфессий от вероучения Православной Церкви; научатся вести аргументированный диалог с представителями инославных конфессий.
Задачи курса:
выявление основных исторических этапов развития западного богословия;
установление причин и условий формирования западного богословия;
ознакомление с особенностями вероучения Римско-Католической Церкви и протестантских Церквей;
выделение исторических вех развития экуменического движения и особенностей богословия экуменизма;
изучение истории взаимоотношений Православной Церкви и западных конфессий.
Курс «Сравнительное богословие» изучается в связи с курсом «Догматическое богословие», где подробно рассматриваются отличительные особенности православного вероучения. Курс «История древней Церкви», рассказывающий об истории формирования и развития западной христианской традиции, также дополнит «Сравнительное богословие» в вопросах, касающихся межконфессиональных различий и предпосылок их появления. Темы курса «Сравнительное богословие» посвященные учению о Таинствах, напрямую взаимосвязаны с курсом «Введение в литургическое Предание», их изучение способствует глубокому пониманию отличий Православной Церкви и западного христианства в вопросах сакраментологии.
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ.
УРОК 1. СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ КАК ДИСЦИПЛИНА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. История формирования дисциплины, ее цели, задачи и межпредметные связи. Содержание кура. История развития дисциплины, обзор основных источников.
УРОК 2. ПОНЯТИЕ «ИНОСЛАВИЕ». ОТНОШЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К ИНОСЛАВНЫМ КОНФЕЕССИЯМ. ТРИ ЧИНА ПРИЁМА ИЗ ИНОСЛАВИЯ В ПРАВОСЛАВИЕ. Понятие «инославие». Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. Обзор инославных конфессий. Порядок приема из инославия в Православие.
УРОК 3. ОСНОВНЫЕ ДОГМАТИЧЕСКИЕ И ОБРЯДОВЫЕ ОТЛИЧИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ. Понятие «Римско-Католическая Церковь». Обзор основных догматических и нравоучительных различий между католичеством и Православием.
ТЕМА: КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭККЛЕСИОЛОГИЯ.
УРОК 4. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭККЛЕСИОЛОГИЯ: КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ПАПСКОМ ГЛАВЕНСТВЕ И ЕГО КРИТИКА С ПРАВОСЛАВНОЙ ПОЗИЦИИ. Специфическое понимание в Риме природы Церкви и служения в ней Римского епископа. Обоснование приоритета Римского понтифика католическими богословами. Каноны Католической Церкви в отношении власти Папы. Порядок избрания Папы Римского. Православное понимание епископской власти в Церкви.
УРОК 5. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭККЛЕСИОЛОГИЯ: КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ПАПСКОЙ БЕЗОШИБНОЧНОСТИ И ЕГО КРИТИКА С ПРАВОСЛАВНОЙ ПОЗИЦИИ. История формирования папского примата, его проявление в Древней Церкви. Римские понтифики, внесшие вклад в развитие папского могущества. Отношение к главенству Папы в католическом Средневековье. История Авиньонского пленения. Движение концилиаристов. Отношение к папской власти в Новое время. Провозглашение догмата об учительной непогрешимости Папы и его содержание.
ТЕМА: РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА.
УРОК 6. РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА ОТ ОТЦА И ОТ СЫНА (FILIOQUE) – ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. История зарождения на Западе своеобразного представления о внутренней жизни Пресвятой Троицы. Причины появления учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque). Влияние блаженного Августина на формирование учения о Filioque.
УРОК 7. РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА ОТ ОТЦА И ОТ СЫНА (FILIOQUE) – КРИТИКА СО С ТОРОНЫ ПРАВОСЛАВИЯ. Догматическая сущность учения о Filioque. Влияние учения о Filioque на дальнейшее развитие католического богословия. Filioque и православный Восток.
ТЕМА: РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ СОТЕРИОЛОГИЯ.
УРОК 8. РИМО-КАТОЛИЧЕСКАЯ СОТЕРИОЛОГИЯ: ДОКТРИНА САТИСФАКЦИИ, УЧЕНИЕ О ПЕРВОРОДНОМ И ЧАСТНОМ ГРЕХЕ, ПРИРОДЕ БЛАГОДАТИ. Католическое учение о первородном грехе и первозданной праведности. Православное понимание человеческой природы до грехопадения и после. Формирование и развитие католического учения о спасении как удовлетворении Божественной справедливости. Значение искупительной Жертвы Христа в католическом богословии. Понятие о «сатисфакции» и её значении в католической сотериологии.
УРОК 9. РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ СОТЕРИОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О СОКРОВИЩНИЦЕ ЗАСЛУГ, ЧИСТИЛИЩЕ, ИНДУЛЬГЕНЦИЯХ. Особенности католического понимания греха. История развития католического учения о чистилище и его критика со стороны православного богословия. Учение об индульгенциях.
ТЕМА: РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ МАРИОЛОГИЯ.
УРОК 10. РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ МАРИОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О НЕПОРОЧНОМ ЗАЧАТИИ БОГОРОДИЦЫ. Мариальные догматы Римско-Католической Церкви. История формирования догмата о непорочном зачатии Богородицы. Провозглашение догмата о непорочном зачатии Девы Марии и его содержание. Критика учения о непорочном зачатии Богородицы со стороны православного богословия.
УРОК 11. РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ МАРИОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О ТЕЛЕСНОМ ВОЗНЕСЕНИИ БОГОРОДИЦЫ. Догмат о телесном вознесении Пресвятой Богородицы, как следствие католического учения о Её непорочном зачатии. Полемика между католическими морталистами и имморталистами. Развитие католической мариологии и соотношение ее с учением о Церкви. Критика католической мариологии со стороны Православия.
ТЕМА: РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ САКРАМЕНТОЛОГИЯ.
УРОК 12. РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ САКРАМЕНТОЛОГИЯ: ОБЩИЙ ПОДХОД, КОНЦЕПЦИЯ EX OPERA OPERATUM. ТАИНСТВА ПОСВЯЩЕНИЯ. Католическое понимание Таинств Церкви. Учение о действительности и действенности Таинств — ex opera operatum. Таинства посвящения. Крещение, его смысл, значение и условие совершения в Католической Церкви. Таинство Конфирмации, его значение и условия совершения. Учение о Таинстве Евхаристии в Католической Церкви, его отличительные особенности.
УРОК 13. РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ САКРАМЕНТОЛОГИЯ: ТАИНСТВА ИСЦЕЛЕНИЯ. Католическое учение о покаянии. История развития Таинства Исповеди в католической традиции. Особенности совершения Таинства Покаяния в Католической Церкви. Таинство помазания больных.
УРОК 14. РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ САКРАМЕНТОЛОГИЯ: ТАИНСТВА СЛУЖЕНИЯ ОБЩИНЕ. ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНОЙ ПРАКТИКИ. Особенности католического учения о браке. Особенности совершения Таинства Венчания в Католической Церкви. Вопрос аннулирования брака в Католической Церкви. Особенности совершения Таинства Священства в католической традиции. Институт кардиналов. Особенности римско-католического нравоучения и церковной практики.
ТЕМА: КАТОЛИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД XIX – XX ВЕКОВ.
УРОК 15. ТЕОРИЯ ДОГМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. КАТОЛИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ВЕРОУЧЕНИЯ. Теория догматического развития кардинала Джона Ньюмена и её богословское обоснование. Православное понимание «догматического развития» в Церкви. Римско-Католические источники вероучения. Католическое учение об Откровении. Соборы, признанные Римско-Католической Церковью Вселенскими.
УРОК 16. СТАРОКАТОЛИЦИЗМ: ИСТОРИЯ И ВЕРОУЧЕНИЕ. Причины возникновения старокатолического раскола. Появление независимой от Рима иерархии в Утрехтской церкви. География распространения старокатоличества. Первый старокатолический конгресс в Мюнхене и определение вероучительного и церковно-канонического положения старокатолического движения. Второй старокатолический конгресс в Кёльне и вопрос восстановления иерархии в старокатолических церквах. Старокатолическое вероучение и особенности церковной практики.
УРОК 17. ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР И ЕГО ОСНОВНЫЕ РЕШЕНИЯ. Папа Иоанна XXIII и его идея «обновления» Церкви. Открытие Второго Ватиканского собора, состав его участников. Основные постановления собора.
УРОК 18. КАТОЛИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ПОСЛЕ ВТОРОГО ВАТИКАНСКОГО СОБОРА. Отношение пап-консерваторов к развитию католической богословской науки после II Ватиканского собора. Издание папой Пием IX документа «Syllabus of Errors» и его содержание. Движение католического модернизма в конце XIX – начале XX веков. Воззрения Луи Дюшена и Альфреда Луази. Мари-Доминик Шеню и деятельность основанной им бельгийской богословской школы. Ханс Урс фон Бальтазар и его богословские труды. Концепция «анонимного христианства» в богословии Карла Ранера. Католические богословы середины XX века.
ТЕМА: ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА.
УРОК 19. ПРОТЕСТАНТИЗМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Мартин Лютер и начало протестантской реформации в Европе. Вестфальский мирный договор и его значение. Лютеранское движение: обзор его вероучительных доктрин, география распространения. Кальвинизм: краткая история появления, ключевые богословские тезисы, география распространения. Англиканство: краткая история появления, отличительные особенности вероучения. Краткий обзор истории экуменического движения и создания Всемирного Совета Церквей.
УРОК 20. РЕФОРМАЦИЯ – ЕЁ ПРЕДВЕСТНИКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. Римско-Католическая Церковь накануне Реформации. Великий западный раскол 1378-1417 годов и его влияние. Римские понтифики в период середины XV – середины XVI вв. Роль ренессансного гуманизма в процессе подготовки Реформации. «Реформаторы» до Реформации — Джон Уиклиф, Ян Гус и Джироламо Савонарола.
ТЕМА: ЛЮТЕРАНСТВО.
УРОК 21. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛЮТЕРАНСТВА. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮТЕРАНСКОЙ ОРТОДОКСИИ. Мартин Лютер, его жизнь и реформаторская деятельность. Этапы исторического развития лютеранства. Полемика между «филиппистами» и «твердыми лютеранами». «Формула Согласия», формирование лютеранской ортодоксии. Лютеранская схоластика: Иоганн Герхард и Абрахам Калов.
УРОК 22. РАЗБОР ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ЛЮТЕРАНСТВА С ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ. Ч. 1. Лютеранские символические книги. Принцип «Sola scriptura». Отношение лютеран к Преданию, теория Хейко Обермана. Лютеранский магистериум.
УРОК 23. РАЗБОР ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ЛЮТЕРАНСТВА С ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ. Ч. 2. Доктрина «Sola fide». Лютеранское учение о восприятии первородного греха. Учение о спасении и оправдании одной верой. Учение о Церкви. Учение о Таинствах и их количестве
УРОК 24. СОВРЕМЕННОЕ УСТРОЙСТВО ЛЮТЕРАНСТВА. ЛЮТЕРАНСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В XX В. Всемирная лютеранская федерация, история создания, основные положения. Международный лютеранский совет, история создания, отличительные особенности. Конфессиональная Евангелическая лютеранская конференция, история создания, церкви входящие в объединение, отличительные особенности. Богословие Рудольфа Бультмана, Пауля Тиллиха и Дитриха Бонхеффера.
ТЕМА: РЕФОРМАЦИЯ.
УРОК 25. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕФОРМАТОРСТВА. ФОРМИРОВАНИЕ РЕФОРМАТОРСКОЙ ОРТОДОКСИИ. Ульрих Цвингли и его богословие. Жан Кальвин, его жизнь и реформаторская деятельность. Церковные ордонансы Ж. Кальвина.
УРОК 26. РАЗБОР ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ КАЛЬВИНИСТОВ С ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ. Ч. 1. Символические книги кальвинизма. Богословие Якоба Арминия, арминианский спор. Дортский синод и его тезисы. Учение кальвинизма о безусловном предопределении.
УРОК 27. РАЗБОР ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ КАЛЬВИНИСТОВ С ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ. Ч. 2. Принцип мирского аскетизма. Кальвинистское восприятие Таинств. Евхаристический символизм кальвинистов. Православное богословие о кальвинистском восприятии Таинств.
УРОК 28. КАЛЬВИНИСТСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В ЭПОХУ СОВРЕМЕННОСТИ. Распространение кальвинизма во Франции, гугеноты. Распространение кальвинизма в Шотландии и Ирландии, пресвитериане и пуритане. Создание Пресвитерианской Церкви в Северной Америке в 1706 г. Всемирное сообщество реформатских церквей и его деятельность. Международная конференция реформатских церквей. Теология К. Барта.
ТЕМА: АНГЛИКАНСТВО.
УРОК 29. АНГЛИКАНСТВО: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ АНГЛИКАНСКОЙ ОРТОДОКСИИ. История зарождения и развития англиканства. Генрих VIII и архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер. Акт о супрематии 1534 г. Реформа богослужения в церквах Англии. Формирование учения Англиканской Церкви, «42 статьи» 1553 г. Церковная политика Елизаветы I.
УРОК 30. РАЗБОР ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ АНГЛИКАН С ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ. Ч. 1. Символические книги англикан. Отношение англикан к Священному Писанию и Преданию. «39 статей» англиканского вероисповедания. Основные принципы англиканской ортодоксии. Учение англиканства о Церкви и Таинствах.
УРОК 31. РАЗБОР ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ АНГЛИКАН С ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ. Ч. 2. Структура управления Англиканской Церкви. Англиканское содружество. Отличительные особенности богослужения англикан. Ламбетские конференции, их значение и постановления. Диалог Англиканской Церкви с Римско — Католической и Православной Церквами. Кризис Англиканской Церкви в нач. XXI в.
УРОК 32. АНГЛИКАНСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В ЭПОХУ СОВРЕМЕННОСТИ. К. Льюис, его богословие и апологетические труды. Д. Милбанк и движение радикальной ортодоксии в XX в. Основные тезисы радикальной ортодоксии.
ТЕМА: МЕТОДИЗМ.
УРОК 33. МЕТОДИЗМ: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ. Зарождение методизма в Англиканской Церкви. Деятельность братьев Д. Уэсли и Ч. Уэсли. Принципы изучения Священного Писания в методизме. Миссионерская деятельность методистов в Северной Америке. Отношения методистов с Англиканской Церковью. Формирование вероучения методистов и структура их деятельности.
УРОК 34. ВЕРОУЧЕНИЕ МЕТОДИЗМА. Отношение методизма к догматическим определениям Никейского Символа веры. Отношение методистов к Священному Писанию. Традиция в понимании методистов. Учение о спасении и понятие «освящения». Богослужение в Методистских церквах.
ТЕМА: ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.
УРОК 35. ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. Ч. 1. Причины возникновения экуменического движения. Всемирная миссионерская конференция в Эдинбурге в 1910 г. Международный миссионерский совет, его цели и задачи. Первая всемирная конференция «Вера и церковное устройство» в Лозанне в 1927 г. и движение «Жизнь и деятельность». Всемирный Совет Церквей, история его создания и структура деятельности. Богословие экуменизма. Интеркоммунион.
УРОК 36. ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. Ч. 2. Отношение православного мира к экуменизму. История и условия участия Русской Православной Церкви в экуменическом движении. Участие в экуменическом движении иных Поместных Православных Церквей. Позиция Русской Православной Церкви по отношению к деятельности Всемирного Совета Церквей.
© Школа Православия София