КОМИССИЯ ПО КАТЕХИЗАЦИИ И ПОДДЕРЖКЕ ВНУТРЕННЕЙ МИССИИ ПРИ ЕПАРХИАЛЬНОМ СОВЕТЕ Г. МОСКВЫ

Спецкурс «История философии»

Малер

Преподаватель курса – Аркадий Маркович Малер

Член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, старший преподаватель философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, преподаватель Школы Православного Миссионера

Особенности курса
Уроки и вопросы к урокам

255

Продолжительность

135 часов

Курс «История философии» способствует формированию у слушателей общей культуры философского мышления, знакомит с основными философскими концепциями. Материал курса охватывает период времени от Античности – возникновения первых (досократовских) философских школ в Древней Греции – до Постмодерна и современных философских течений. Большое внимание  в структуре курса уделено культурно-историческому контексту, в котором формировалось то или иное философское направление, а также биографиям философов и влиянию запросов времени на формирование их мысли.
Освоение дисциплины «История философии» дает максимально широкое и предельно конкретное представление об основах мировоззрения современного человека и показывает историю становления такого мышления. 

Задачи курса
  • сформировать необходимый багаж знаний, научить  различать трактовку основных понятий в разных философских школах и находить сходство и различия в решении философских проблем в различные исторические периоды;
  • познакомить слушателей с базовыми философскими концепциями  и основополагающими трудами философов  разных эпох;
  • углубить знания по истории русской философии с XI до XXI века; разобрать основные идеи русской религиозной философии: всеединство, соборность, софиология, имяславие, философия иконы, конкретный идеализм и др.
  • дать анализ католической и протестантской философии ХХ века;
  • заложить основы для аргументированных объяснений принципиальных отличий христианского вероучения от учений о Боге в философии Античности, Средних веков, эпохи Возрождения, Нового времени и современных философских направлений.

Рабочая программа курса

ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ. Понятие философии. Философия как сфера интеллектуальной культуры и как дисциплина. Основные слагаемые философского знания: логика, категории, дисциплины, история философии. Мировоззренческие вопросы как основные вопросы философии. Основные этапы истории европейской философии.

УРОК 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ.

УРОК 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.

УРОК 3. ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ И ДИСЦИПЛИНЫ.

УРОК 4-5. МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

УРОК 6-7. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 

ТЕМА: ДОСОКРАТОВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Исторические предпосылки возникновения философии в Древней Греции. Уникальность древнегреческого пути. Основные центры развития, основные понятия и линии размежевания древнегреческой философии.

УРОК 8-9. НАЧАЛО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

УРОК 10. ИОНИЙСКИЕ НАТУРФИЛОСОФЫ.

УРОК 11. ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ.

УРОК 12. ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙСТВО.

УРОК 13. ЭЛЕАТЫ.

УРОК 14. АТОМИСТЫ.

УРОК 15-16. СОФИСТЫ.

ТЕМА: КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Историческое значение Сократа. Возникновение философии как самостоятельной сферы интеллектуальной культуры. Где заканчивается Сократ и начинается Платон? Влияние Сократа на Платона и Платона на Аристотеля. Философские диалоги Платона и монографии Аристотеля. Платонизм и аристотелизм как ведущие направления античной философии.

УРОК 17-18. СОКРАТ.

УРОК 19-21. ПЛАТОН.

УРОК 22-25. АРИСТОТЕЛЬ.

ТЕМА: ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Влияние синкретической культуры на древнегреческую философию. Ощущение кризиса и поиск новых синтезов. Смещение акцентов с натурфилософии на этику и психологию. Феномен неоплатонизма как ведущего направления поздней античной философии. Превращение философии в религию в позднем неоплатонизме.

УРОК 26. ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.

УРОК 27. СКЕПТИЦИЗМ.

УРОК 28-30. СТОИЦИЗМ.

УРОК 31. ЭПИКУРЕИЗМ.

УРОК 32-33. НЕОПЛАТОНИЗМ.

ТЕМА: ПАТРИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ II – VII ВЕКОВ. Фундаментальные различия античного и христианского мировоззрения. Основные проблемы формирования христианской философии. Взаимосвязь теологии и философии. Прецедент иудео-платонического синтеза. Историческое значение Александрийской школы. Апологетика, патристика, схоластика – что общего и различного между этими понятиями.

УРОК 34. ВВЕДЕНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВУЮ ФИЛОСОФИЮ.

УРОК 35. РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ХРИСТИАНСТВОМ И АНТИЧНЫМ ЯЗЫЧЕСТВОМ.

УРОК 36. ИУДЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ.

УРОК 37. ОТЦЫ-АПОЛОГЕТЫ. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА.

УРОК 38-41. БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН.

УРОК 42-43. СЕВЕРИН БОЭЦИЙ.

УРОК 44-45. ИОАНН ДАМАСКИН.

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Основные задачи и методы схоластической философии. Догматический фактор в развитии католической схоластики. Спор об онтологическом статусе универсалий как главный спор средневековой философии. Введение теологии как дисциплины и историческое значение первых университетов. Аристотелевский поворот XIII века. Конкуренция доминиканской и францисканской линии в философии позднего Средневековья.

УРОК 46-47. АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ.

УРОК 48-51. ПЬЕР АБЕЛЯР.

УРОК 52-55. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В ЕВРОПЕ XIII ВЕКА.

УРОК 56. АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ.

УРОК 57-62. ФОМА АКВИНСКИЙ.

УРОК 63-64. ИОАНН ДУНС СКОТ.

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Византийские корни Ренессанса. Интерес к античному наследию как первооснове европейской культуры. Переход от средневекового теоцентризма к нововременному антропоцентризму. Возрождение языческой мистики и рационалистический номинализм как полюса ренессансной философии. Взаимовлияние Ренессанса и Реформации.

УРОК 65. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА.

УРОК 66. УИЛЬЯМ ОККАМ.

УРОК 67. НЕМЕЦКАЯ МИСТИКА РАННЕГО РЕНЕССАНСА.

УРОК 68. ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ.

УРОК 69. ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА. СПОР ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ И ВАРЛААМА КАЛАБРИЙСКОГО.

УРОК 70. ВИЗАНТИЙСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ.

УРОК 71. МАРСИЛИО ФИЧИНО. ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА.

УРОК 72. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ. СТАНЦЫ РАФАЭЛЯ.

УРОК 73. НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ.

УРОК 74. ИОАГАНН РЕЙХЛИН. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ. ТОМАС МОР.

УРОК 75. МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ. ДЖОРДАНО БРУНО. ПАРАЦЕЛЬС. ЯКОБ БЕМЁ.

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ XVII – XVIII ВЕКОВ. Философские аспекты “Проекта Модерна” и формирование утопического сознания. Фактор секуляризации – сущность или одно из свойств Модерна? Гносеологический поворот в философии и размежевание британских эмпириков и континентальных рационалистов. “Республика писем”. Механицизм, деизм, классицизм, просвещенный абсолютизм и другие тенденции в философии раннего Модерна.

УРОК 76. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

УРОК 77. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОДЕРНА.

УРОК 78-79. ФРЭНСИС БЭКОН.

УРОК 80-81. РЕНЕ ДЕКАРТ.

УРОК 82. ФИЛОСОФСКАЯ И БОГОСЛОВСКАЯ МЫСЛЬ XVII ВЕКА: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЯНСЕНИСТОВ И ИЕЗУИТОВ.

УРОК 83-84. БЛЕЗ ПАСКАЛЬ.

УРОК 85-86. ТОМАС ГОББС.

УРОК 87-88. СПИНОЗА.

УРОК 89-90. ДЖОН ЛОКК. 

УРОК 91-95. ЛЕЙБНИЦ.

УРОК 96-98. ХРИСТИАН ВОЛЬФ.

УРОК 99-100. ДЖОРДЖ БЕРКЛИ.

УРОК 101-103. ДЭВИД ЮМ.

ТЕМА: ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. “Проект Просвещения” как радикализация “Проекта Модерна”. Секуляризация как основа Просвещения и сведение религии к иррациональному. Идеи формирования научной элиты, популяризации науки и массового образования. Специфика Немецкого Просвещения как проторомантизма и тенденции Контрпросвещения.

УРОК 104-110. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ.

ТЕМА: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ИММАНУИЛ КАНТ. Историческое значение Канта. Преодоление конфликта британского эмпиризма и континентального рационализма. Понятия априорного и трансцендентального. Создание философской системы в пределах только разума и формирование нового философского языка.

УРОК 111-116. ИММАНУИЛ КАНТ.

ТЕМА: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ФИХТЕ, ШЕЛЛИНГ. Романтическая реакция в философии: иррационализм, пантеизм, органицизм и реабилитация религиозного сознания. Возрождение немецкой мистики и идея национального немецкого духа. Неоплатонические и гностические тенденции в философии немецкого классического идеализма. Идея универсального синтеза религии, философии, науки и искусства.

УРОК 117-120. ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ.

УРОК 121-125. ШЕЛЛИНГ.

ТЕМА: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ГЕГЕЛЬ. Историческое значение Гегеля. Концепция Абсолютного Духа и философия абсолютного идеализма. История мироздания как история самопознания Абсолютного Духа в единстве логического и исторического. Иерархия уровней мироздания от неживой материи до Абсолютного Духа, вернувшегося к самому себе.

УРОК 126-132. ГЕГЕЛЬ.

ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ФИЛОСОФИЮ. Современная (постклассическая) философия как философия после Гегеля. Развитие постклассической философии XIX века в четырех направлениях – правое гегельянство, левое гегельянство, иррационализм и позитивизм. Антропологический, лингвистический и метафизический повороты в философии ХХ века.

УРОК 133-141. ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ФИЛОСОФИЮ. 

ТЕМА: ГЕГЕЛЬЯНСТВО И МАРКСИЗМ. Размежевание гегельянства на правое и левое. Тупиковые попытки соединить гегельянство и христианство. Предпочтение материализма идеализму в левом гегельянстве. Антропологический пафос левого гегельянства. Марксизм как левогегельянская политическая философия. Основные противоречия марксизма-ленинизма. Неомарксизм: культурный марксизм, фрейдо-марксизм, Франкфуртская школа.

УРОК 142-150. ГЕГЕЛЬЯНСТВО И МАРКСИЗМ.

ТЕМА: ИРРАЦИОНАЛИЗМ И ФИЛОСОФИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. Иррационализм как романтическая реакция в философии XIX века на рационализм Просвещения и панлогизм Гегеля. Примат чувства и воли над разумом. Открытие бессознательного и возникновение “философии жизни”. Шопенгауэр, Кьеркегор, Гартман, Ницше, Бергсон. Психоанализ: Фрейд, Адлер, Юнг. Политическая философия “консервативной революции”.

УРОК 151-161. ИРРАЦИОНАЛИЗМ И ФИЛОСОФИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. 

ТЕМА: ПОЗИТИВИЗМ И ПРАГМАТИЗМ. Позитивизм как рационалистическая реакция на романтический идеализм XIX века. Идея отказа от метафизики и сведения истинного знания к научному. Философия как приложение к науке. Субъективизм второго позитивизма и радикальный сциентизм третьего позитивизма. Венский кружок и феномен Витгенштейна. Прагматизм как американская версия позитивизма и как оригинальная национальная философия психологических компромиссов. Доминирование неопозитивизма (аналитической философии) в англоязычных странах.

УРОК 162-171. ПОЗИТИВИЗМ И ПРАГМАТИЗМ. 

ТЕМА: КАНТИАНТСТВО. Возрождение кантианства как реакция на немецкий идеализм XIX века. Марбургская и Баденская школы неокантианства. Особое значение этики (практического разума) и внимание к теории ценностей в неокантианстве. “Философия символических форм” Эрнста Кассирера как масштабный прецедент неокантианской культурологии и эстетики.

УРОК 172-179. КАНТИАНТСТВО.

ТЕМА: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. Различие феноменализма и феноменологии. Феноменология как авторская теория Эдмунда Гуссерля. Концепции “эпохе” и “феноменологической редукции”. Идея разума как основополагающая ценность европейской культуры.

УРОК 180-183. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.

ТЕМА: МЕТАФИЗИКА. Университетская метафизика XIX-ХХ вв. как систематическая альтернатива романтическому идеализму. Неоаристотелизм Тренделенбурга. Неолейбницеанство Тейхмюллера. Онтология Н.Гартмана. Метафизика “интегрального традиционализма” Рене Генона и его влияние на ультраправые политические идеологии (Ю.Эвола) и сравнительное религиоведение (М.Элиаде).

УРОК 184-189. МЕТАФИЗИКА.

ТЕМА: ПЕРСОНАЛИЗМ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Понятие личности и понятие экзистенции. Американский персонализм. Немецкий персонализм. Французский персонализм. Русский персонализм: неолейбницеанство, Несмелов, Бердяев, Флоровский, Лосский. Философия “неопатристического синтеза”. Персонализм и экзистенциализм: общее и различное. Религиозный экзистенциализм (Шестов, Марсель, Тиллих, Бубер) и атеистический экзистенциализм (Сартр, Камю, МерлоПонти). Специфика философии Хайдеггера.

УРОК 190-212. ПЕРСОНАЛИЗМ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. 

ТЕМА: КАТОЛИЧЕСКАЯ И ПРОТЕСТАНТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА. Возрождение томизма на рубеже XIX-XX вв. Неотомизм как реакция на либеральные и романтические тенденции в католицизме. Неотомизм как католическая версия неоаристотелизма. Теология кризиса (“диалектическая теология”) как реакция на либеральную теологию в немецком протестантизме рубежа XIX-XX вв. Трансценденция Бога и “прыжок веры”. Керигма и миф. От демифологизации христианства (Бультман) к безрелигиозному христианству (Бонхёффер). “Теологии родительного падежа”.

УРОК 213-214. НЕОТОМИЗМ.

УРОК 215-218. ТЕОЛОГИЯ КРИЗИСА.

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА И ГЕРМЕНЕВТИКИ. Язык и мышление, язык и речь, язык и понимание. Вопрос о непереводимости языков и вопрос о единой логической структуре языка. Лингвистический поворот в философии первой половины ХХ века. Витгенштейн и Хайдеггер. Философия герменевтики Х.Г.Гадамера. “Конфликт интерпретаций” П.Рикёра.

УРОК 219. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА.

УРОК 220. ФИЛОСОФИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ.

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ СТРУКТУРАЛИЗМА. Активизация французской философии в середине ХХ века. Теория базовых структур бытия, мышления и языка. Примат структуры над содержанием. “Структурный марксизм” Альтюссера. “Структурная антропология” Леви-Стросса. “Археология знания” Фуко. Структурализм в литературоведении и психоанализе.

УРОК 221-224. ФИЛОСОФИЯ СТРУКТУРАЛИЗМА.

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Критерии и границы научного познания. Наука как философская проблема ХХ века. Поиск демаркации научного и ненаучного знания. Проекты универсальной науки: тектология, кибернетика, теория систем и т.д. Философия техники и влияние технических изобретений на человека. Теории автономного развития научного познания (интернализм) и зависимости науки от внешних гуманитарных факторов (экстернализм). Принцип “фальсификации” К.Поппера. “Структура научных революций” Т.Куна. Методологический анархизм П.Фейерабенда. Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса.

УРОК 225-228. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.

ТЕМА: ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. Основные этапы и направления в истории русской философии от XI до XXI вв. Влияние православного христианства на традиционную русскую мысль. Идея Третьего Рима и православной миссии России. Богословско-философские тенденции XVII-XVIII вв. Славянофильство как феномен русской романтической реакции. Неославянофильство (Н.Данилевский) и византизм (К.Леонтьев). Значение духовно-академических школ XIXначала ХХ века. Русская религиозная философия от В.Соловьева и А.Лосева. Основные сборники русской философии: «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины». Основные идеи русской религиозной философии: всеединство, соборность, софиология, имяславие, философия иконы, конкретный идеализм и др. Политическая философия ХХ века: идеи И.Ильина, евразийство, сменовеховство. Русский персонализм и русский экзистенциализм. “Неопатристический синтез” Г.Флоровского и В.Лосского.

УРОК 229-249. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.

ТЕМА: ПОСТМОДЕРН И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ. Постмодерн как историческая ситуация и как культурное течение (постмодернизм). Основные свойства постмодернистской культуры. Философия постструктурализма: Деррида, Делез, Гваттари. Теории информационного общества и коммуникативного действия. Основные перспективы преодоления Постмодерна и возможность “Нового Средневековья”. Неоаристотелизм: А.Макинтайр, Л.Штраус. От метафизического поворота к теологическому повороту. “Новый атеизм” и аналитическая теология. Модные философии нашего времени.

УРОК 250-255. ПОСТМОДЕРН И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ.

© Школа Православия София