Преподаватель курса – Александр Николаевич Ужанков
Доктор филологических наук, кандидат культурологии, теоретик и историк литературы и культуры Древней Руси
Особенности курса | |
---|---|
Уроки и вопросы к урокам | 21 |
Продолжительность | 14 часов |
Спецкурс «Древнерусская литература» знакомит слушателей с русской словесностью X — XVII веков и отличительными особенностями её отдельных периодов. Основное внимание уделяется теоцентрическому периоду развития древнерусской словесности (X — XV векам), жанровой специфике и условиям бытования древнерусских литературных памятников. Анализируется отличие древнерусских летописей от византийских хронографов, приводится периодизация древнерусской литературы и подробная характеристика каждого из периодов с рассмотрением самых значимых произведений.
Задачи курса:
получение знаний о возникновении и периодизации древнерусской литературы, её основных жанрах и авторах;
понимание отличительных особенностей произведений русской словесности X — XVII веков;
знакомство с жанрами древнерусской литературы: летопись, поучение, житие, повесть, их стилистические особенности и исторический контекст;
формирование представления о развитии мирских жанров и трансформации церковных жанров в средневековой русской литературе, о зарождении беллетристики в XVII веке, проявлении углубленного личностного начала и секуляризации сознания в русской литературе XVII – XIX веков.
ТЕМА: ДРЕВНЕРУССКАЯ СЛОВЕСТНОСТЬ X – XV ВЕКОВ
УРОК 1. СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ.
Первые древнерусские писатели. Отличие древнерусских летописей от византийских хронографов. Периодизация. Основные темы древнерусских произведений: Промысел Божий о русском народе, святость, эсхатология.
УРОК 2. «СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА. РУССКАЯ ИСТОРИОСОФИЯ.
Духовная ценность и стилистическое своеобразие памятника. Время написания. Структура произведения. Осмысление русской истории митрополитом Иларионом. Тема предназначения русского народа и человечества в целом. Первенство благодати над законом.
УРОК 3. ТВОРЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НЕСТОРА. ЖИТИЯ ПЕРВЫХ РУССКИХ СВЯТЫХ. «ЧТЕНИЕ О СВЯТЫХ БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЬЯХ БОРИСЕ И ГЛЕБЕ».
История духовного подвига благоверных князей Бориса и Глеба. Ветхозаветные образы в житийной литературе. «Житие Феодосия Печерского». Задачи житийной литературы. Формирование житийного канона. Жития-мартирии.
УРОК 4. «ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО».
Авторство и время написания «Жития Феодосия Печерского». Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Князь Святослав и преподобный Феодосий Печерский. Начало строительства Киево-Печерского монастыря.
УРОК 5. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ».
Летописный жанр. Структура «Повести временных лет». Гипотеза А. А. Шахматова. Основные идеи начальной летописи. Литературные жанры в «Повести временных лет»: воинская повесть, житие, поучение, топонимическая легенда, повесть о княжеском преступлении и другие. Значение ветхозаветных образов. Источники «Повести временных лет»: книжные и народно-поэтические. Значение «Повести временных лет».
УРОК 6. «ПОУЧЕНИЕ» КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА.
Жанр поучения и его адресат. Князь Владимир Мономах и княжеские междоусобицы. Структура «Поучения». Характерные особенности произведения. Переплетение дидактики с автобиографическими элементами в «Поучении».
УРОК 7. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».
Сложности исследования произведения. История открытия и первая публикация «Слова», проблема авторства. Время написания произведения. Историческая основа «Слова». Основная идея «Слова» и сюжетно-композиционные средства ее выражения. Символы и образы.
УРОК 8. «СЛОВО» ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА.
Авторство и время написания «Слова». Отличительные особенности произведения. Основные идеи. Священное Писание в произведении. Художественные приемы, используемые Даниилом Заточником.
УРОК 9. «ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО».
Авторство и время написания «Повести о житии Александра Невского». Сложность выбора благоверного Александра Невского между Западом и Востоком и его значимость для закладки основ Русского государства. Особенности написания «Повести о житии Александра Невского».
УРОК 10. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОВЕСТИ О МОНГОЛО-ТАТАРСКОМ НАШЕСТВИИ. ПОВЕСТИ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ.
Основные темы древнерусской литературы в период монголо-татарского нашествия на Русь. Политические и религиозные аспекты нашествия, его влияние на древнерусскую культуру. «Слово о погибели русской земли». Повести о Куликовской битве.
УРОК 11. «ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО».
Епифаний Премудрый. Стилистика Жития и его содержание. Восстановление преподобным Сергием Радонежским Студийского устава в общежительном монастыре.
УРОК 12. РУССКАЯ ИДЕЯ И ТЕОРИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ». «СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ».
Идея «Москва – Третий Рим» у митрополита Илариона в «Слове о законе и благодати». Анализ пророчества ветхозаветного пророка Даниила и его связь с Римской империей, Константинополем и Москвой. Послание старца Филофея великому князю Василию. «Повесть о новгородском белом клобуке». Помазание на Московское царство великого князя Иван IV.
УРОК 13. «ДОМОСТРОЙ».
Исторический контекст, в котором формировалось произведение. Принципы построения семьи согласно «Домострою». Четьи-Минеи, Судебник, постановления Стоглавого Собора в «Домострое». Значение «Домостроя» в период Московского царства.
УРОК 14. «ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ».
Ермолай-Еразм и история происхождения «Повести о Петре и Февронии». Принципы построения семьи в повести. История преподобных Петра и Февронии Муромских. Роль женщины, описываемая в повести. Списки и сборники, в которые входила «Повесть о житии Петра и Февронии Муромских».
УРОК 15. «ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ УЛИАНИИ ОСОРЬИНОЙ (ЮЛИАНИИ ЛАЗОРЕВСКОЙ)».
Первая биография древнерусской женщины. Подлинность жизнеописания Улиании Осорьиной. Жанровая особенность. Описание добродетельной жизни Улиании Осорьиной и обретения её мощей.
ТЕМА: РУССКАЯ СЛОВЕСТВНОСТЬ XV – XVII ВЕКОВ
УРОК 16. «ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ».
Влияние секуляризации на развитие литературы и сознания в XVII веке. Авторство и время написания «Повести о Тверском Отроче монастыре». Основные идеи произведения: Промысел Божий и соотнесение его с жизнью человека. Содержание «Повести о Тверском Отроче монастыре».
УРОК 17. «ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ».
Авторство и время написания произведения. Жанр демократической сатиры. Основные идеи: ценность человеческой души и покаяния. Содержание «Повести о Савве Грудцыне». Евангельские сюжеты в повести.
УРОК 18. «ПОВЕСТЬ О ФРОЛЕ СКОБЕЕВЕ».
Жанровые особенности, характерные для средневековой литературы и литературы переходного периода. Повествование о быте и нравах начала XVIII века. Отсутствие нравственной оценки в произведении. Содержание «Повести о Фроле Скобееве».
УРОК 19. «ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА».
«Житие протопопа Аввакума» – первая автобиография в русской литературе. Основные идеи произведения: осмысление автором себя и своих отношений с Богом. Язык написания и структура произведения. Содержание «Жития протопопа Аввакума».
УРОК 20. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ САТИРА XVII ВЕКА. ВИРШЕВАЯ ПОЭЗИЯ XVII ВЕКА.
Появление демократической сатиры и её тематика в XVII в. «Повесть о Шемякином суде». Сборники притч, издаваемые в XVII в. Распространение виршевой поэзии. Симеон Полоцкий, его «Рифмотворная Псалтирь».
УРОК 21. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Литературные формации древнерусской словесности. Теоцентрический период развития древнерусской словесности X — XV вв.: центральные темы этого периода и произведения. Антропоцентризм XV — XVII вв. Период углубленного личностного начала и секуляризации сознания в русской литературе XVII – XIX вв.
© Школа Православия София