КОМИССИЯ ПО КАТЕХИЗАЦИИ И ПОДДЕРЖКЕ ВНУТРЕННЕЙ МИССИИ ПРИ ЕПАРХИАЛЬНОМ СОВЕТЕ Г. МОСКВЫ

Преподаватель курса – Протоиерей Павел Хондзинский
Декан богословского факультета, доктор богословия, кандидат теологии, заведующий кафедрой практического богословия, профессор кафедры практического богословия, главный научный сотрудник научного центра истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Особенности курса
Уроки и вопросы к урокам

15

Продолжительность

10 часов

Курс «Русская патрология» знакомит слушателей с основными понятиями русской патрологии, духовным наследием и трудами святых отцов Русской Церкви, касающимися православной веры, Бога и мироустройства, а также разных аспектов жизни человека. Изучение дисциплины способствует формированию у слушателей христианского сознания, восприятию святоотеческого письменного наследия в контексте истории богословской мысли мирового Православия.
Задачи курса:
  • понимание предпосылок и пути развития русской богословской школы в историческом контексте;
  • знакомство с житиями святых отцов Руской Церкви как необходимым элементом истории жизни Церкви и живыми примерами святости;
  • изучение трудов святых отцов Русской Церкви IX-XIX столетий;
  • анализ русской церковной письменность ХХ века;
  • формирование у обучающихся христианского сознания на основе учения святых отцов Русской Церкви.

Рабочая программа курса

УРОК 1. ВВЕДЕНИЕ.

Значение и место курса русской патрологии среди других богословских дисциплин. Проблема языков богословия: язык Откровения, язык античной философии и язык новой философии. Концепция «неопатристического синтеза» протоиерея Георгия Флоровского. Концепция архиепископа Филарета (Гумилевского) о непрерывности цепи святых отцов в истории Церкви. Обзор основных источников и литературы по русской патрологии.

УРОК 2. РУССКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ.

Византийский и латинский типы христианской миссии и их особенности. Переводы богословских текстов на славянский язык. Роль богослужебных текстов в развитии русской богословской традиции. Специфика отражения богословских идей в древнерусской литературе. Влияние болгарской переводческой школы на формирование древнерусской литературы.

УРОК 3. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ.

Библейские аллюзии в «Повести временных лет». Идея Руси как Нового Израиля. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. «Житие благоверных князей Бориса и Глеба» и их подвиг страстотерпчества. Древнерусская история как продолжение новозаветной истории.  Жанры древнерусской литературы как форма богословия.

УРОК 4. ЖАНР ПОЛЕМИКИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Полемика с латинянами в древнерусской литературе. Киево-Печерский патерик и «Житие преподобного Феодосия Печерского». «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли». «Вопрошание Кириково» и регламентация повседневной жизни. Творчество святителя Кирилла Туровского: «Притча о слепце и хромце». Идея Руси как Нового Израиля в древнерусской литературе.

УРОК 5. МНОГООБРАЗИЕ РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ТРАДИЦИИ.

Русская церковная традиция и ее развитие с Киевского периода до XIV-XV веков. Особенности русского богословия в период «молчания». Значение иконы «Троица» Андрея Рублева и богословская проблема ее истолкования в контексте иконописного канона. Преемственность и развитие идей русской церковной традиции на разных этапах. Символизм элементов иконостаса и отдельных икон. Отражение почитания Богородицы в храмовом зодчестве и иконописи.

УРОК 6. РУССКОЕ БОГОСЛОВИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV – НАЧАЛА XVI ВЕКА. «ТРОИЦА» ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ РУБЛЁВА. ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ.

Влияние падения Константинополя на русское богословие и потеря авторитетных источников. «Троица» преподобного Андрея Рублева и ее богословское осмысление преподобным Иосифом Волоцким. Преподобный Иосиф Волоцкий как яркий представитель русской богословской традиции. Роль монашества и общежительных монастырей. Деятельное христианство и дела милосердия как путь к совершенству.

УРОК 7. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ БОГОСЛОВСКОЙ ШКОЛЫ.

Противопоставление монашеских идеалов преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Идея «Москва — Третий Рим» и «Повесть о белом клобуке». «Византинизация» русской жизни и церковной традиции после падения Константинополя. Вопрос исправления богослужебных книг и участие в нём преподобного Максима Грека. Начало формирования русской богословской школы в трудах учеников преподобного Максима Грека: Зиновия Отенского и князя Андрея Курбского.

УРОК 8. РУССКОЕ БОГОСЛОВИЕ В XVII ВЕКЕ. ТРУДЫ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО.

Развитие русского богословия в XVII веке. Жизнь и труды святителя Димитрия Ростовского. Применение исторического метода в богословии. Идея страстотерпчества и мученичества как центральная тема богословия святителя Димитрия. Значение и актуализация святителем идей древней Киевской Руси.

УРОК 9. СИНОДАЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ ШКОЛА XVIII ВЕКА. РУССКОЕ БОГОСЛОВИЕ В СИНОДАЛЬНУЮ ЭПОХУ.

Переходный период от Средневековья к Новому времени в России. Учреждение Святейшего Правительствующего Синода и его значение для церковного управления и богословия. Формирование духовного сословия и духовных школ в XVIII веке. Разделение на «ученое монашество» и «неученое монашество». Богословие мирян. Положение архиереев в обществе. Появление профессоров духовных академий из мирян.

УРОК 10. СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ. РУССКОЕ БОГОСЛОВИЕ В СИНОДАЛЬНУЮ ЭПОХУ.

Биография и труды святителя Тихона Задонского. Влияние книги Иоганна Арндта «Об истинном христианстве» на сочинения святителя Тихона. Учение святителя Тихона об истинном христианстве как личной связи со Христом и подражании Ему. Идея всеобщего пасторства христиан по отношению к подчиненным. Особенность богословия святителя Тихона в контексте секуляризации общества в Синодальный период.

УРОК 11. СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ.

Биография святителя Филарета (Дроздова). Деятельность святителя Филарета как богослова, проповедника, церковного деятеля и духовного наставника. Основные богословские идеи и учение святителя Филарета. Значение святителя Филарета для России и Русской Церкви в XIX веке, его роль общенационального духовного авторитета. Литературное наследие святителя Филарета. Вклад святителя Филарета в перевод Священного Писания на русский язык и его значимость для русской культуры.

УРОК 12. СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ ХЕРСОНСКИЙ.

Жизнь и труды святителя Иннокентия Херсонского. Христология святителя Иннокентия, его полемика с Иммануилом Кантом о природе Христа. Учение святителя Иннокентия о постепенном обнаружении Божества во Христе в ходе Его земной жизни. Антропология Иннокентия, его идея о «малой» и «большой» личности человека и Христа. Проблема перевода богословского языка с античной философии на философию Нового времени. Значение богословского наследия святителя Иннокентия для дальнейшего развития русского богословия.

УРОК 13. СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ.

Жизненный путь святителя Игнатия (Брянчанинова). Особенности богословского наследия святителя Игнатия: центральное место трудов святых отцов, критика западного богословия, использование математических аргументов. Учение святителя о материальности души. Критика современного ему русского монашества и церковного кризиса. Апокалиптические ожидания и взгляды святителя на роль России в эсхатологической перспективе. Аскетическая направленность творений святителя Игнатия.

УРОК 14. СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК ВЫШЕНСКИЙ

Биография святителя Феофана Затворника. Важнейшие труды святителя Феофана: «Путь ко спасению», перевод «Добротолюбия», толкования на апостольские послания, учение о внутреннем устроении человека. Учение святителя Феофана о человеке. Соотношение благодати и свободы воли. Экклесиология святителя Феофана: роль Евхаристии в жизни Церкви. Актуальность наследия святителя Феофана как христианского антрополога и психолога.

УРОК 15. ИСТОРИЯ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ СИНОДАЛЬНОЙ ЭПОХИ.

Общая характеристика Синодальной эпохи в русском богословии после митрополита Филарета (Дроздова). Жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского. Учение о действенной силе Слова и имени Божьего. Спор об имяславии в начале XX века и различные богословские позиции по этому вопросу. Идеи «нового богословия». Формулирование важнейших тем богословия XX века в синодальную эпоху.

© Православная онлайн-школа «СОФИЯ»